17.03.2016г. в отделе ВИП ХГНБ им. В.Г. Короленко состоялся День специалиста ИС по теме "Торговые марки: от фабричных клейм до настоящего времени". Cотрудник патентно-правовой компании "Инвента" патентный поверенный Стогний Е.С. подготовил отчет об этом мероприятии.

Докладчиками на мероприятии выступили сотрудники компании "ИНВЕНТА": патентный поверенный Е.С. Стогний и юрист Н.С. Мороз.

Патентный поверенный Е.С. Стогний сделал краткий обзор истории развития торговых марок в мире. От первых клейм, проставляемых на строительных и гончарных изделиях, которые появились за 5000 лет до нашей эры, к фабричным клеймам средних веков и далее к торговым маркам нашего времени.

Торговая марка, товарный знак, знак для товаров и услуг, фирменный знак - так по-разному назывались обозначения, призванные отличать товары и услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг другого производителя. Традиция наносить на товары эти обозначения началась с появлением ремесел, в частности с клейм, которыми пользовались древние гончары. На территории Украины торговые марки изначально стали использоваться в гончарном промысле, постепенно распространяясь среди представителей других профессий: ювелиров, книгоиздателей, кузнецов, столяров. По свидетельству историков начало применению торговых марок в виде клейм было положено еще в эпоху Киевской Руси.

Доклад сопровождался видеопрезентацией материалов по теме, в частности были показаны гончарные клейма Киевской Руси.

Эволюция торговой марки сопровождала развитие производственных отношений, складывающихся в мировой экономике. В царской России в 1896 году был принят Закон "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)". В нем товарными знаками признавались "всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев".

Вместе с торговыми марками некоторые производители размещали на этикетках своей продукции титул Поставщика Двора Его Императорского Величества. Для получения этого титула было необходимо на протяжении восьми лет участвовать в выставках, перечень которых утверждался императором, получать награды или хотя бы упоминания в похвальном листе. И главное - не иметь никаких серьезных жалоб со стороны покупателей.

Ниже показан рекламный плакат с торговой маркой Харьковской кондитерской фабрики Жоржа Бормана - Поставщика Двора Его Императорского Величества.

В новейшее время, со дня провозглашения Украиной независимости, в Государственный реестр Укрпатента уже включено более 210 тыс. знаков для товаров и услуг. Активность регистрации торговых марок в Украине постоянно растет, что свидетельствует о растущем интересе бизнеса к правовой защите своей интеллектуальной собственности.

В выступлении юриста компании "Инвента" Н.С. Мороз была дана характеристика состояния дел в области защиты прав ИС, в частности торговых марок, в судах Украины. Также были приведены примеры прохождения конкретных дел по защите торговых марок в судах первой и последующих инстанций в Украине и РФ.