Среди перечня объектов права интеллектуальной собственности выделяют коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг), географические указания. В точном смысле эти объекты не результаты творческой деятельности, но в правовом режиме они также приравниваются к объектам промышленной собственности. В специальной литературе принято называть право средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг.

На сегодняшний день большая популярность социальных сетей среди пользователей Интернета имеет тенденцию к росту, создавая тем самым среду для обмена информацией между субъектами, объединенными социальными связями. Обмен информацией в социальных сетях, в том числе с использованием объектов прав интеллектуальной собственности, имеет ряд определенных особенностей, среди которых можно выделить: информация распространяется среди определенной группы лиц, потенциально заинтересованных в ней; информация распространяется вместе с комментариями, в которых дается ее оценка; информация распространяется с целью популяризации и такая популяризация происходит бесплатной.

Указанные особенности обеспечивают возможность ознакомления с объектом интеллектуальной собственности (торговой маркой) не любого неопределенного круга лиц, а определенной социальной группы, потенциально заинтересованной в получении именно такой информации. Формируется связь, при которой объект интеллектуальной собственности (торговая) получает своего целевого адресата.

Такая связь используется как для популяризации торговой марки (бренда), которая сама по себе не носит имущественный характер, так и для дальнейшего побуждения приобрести определенный товар, содержащий бренд. Такая особенность широко используется самими субъектами права интеллектуальной собственности, вместе с тем может быть использована и в нарушение как имущественных, так и неимущественных прав интеллектуальной собственности. Сформулированные особенности позволяют среди использования объектов интеллектуальной собственности в Интернете выделить в отдельный вид использования объектов интеллектуальной собственности в социальной сети.

Рассмотрим ситуацию с использованием торговой марки (бренда) в маркетинговой деятельности в социальных сетях. Для многих украинцев социальные сети являются частью повседневной жизни, а просмотр ленты обновлений – самый комфортный способ потребления контента. В социальных сетях интернет-аудитория открыто делится своими предпочтениями и настроена на коммуникацию и это хорошая возможность построить долгосрочные отношения доверия между брендом и потребителем, ведь здесь для этого созданы самые благоприятные условия. Удачный маркетинг в известных мессенджерах может стать наиболее успешным и убедительным форматом продвижения соответствующего собственного или официально заимствованного бренда.

Новые инструменты социальных сетей позволяют подробно сплотить определенную аудиторию и взаимодействовать с каждой отдельной группой. А самое главное, что здесь ваш бренд находится на одной площадке с потребителем, что гарантирует близость и детализацию в рекламировании товаров и услуг, быстро устанавливает коммуникацию с потенциальным потребителем, объединяющую аудиторию общей целью и является бесплатным маркетинговым средством.

Страница бренда в социальной сети – это платформа для диалога между брендом и потребителем. Чем известнее и качественнее ваш контент, чем внимательнее общение — тем прочнее связь с целевой аудиторией.

Однако очень часто известные торговые марки (бренды), в том числе и иностранных правообладателей, используются владельцами веб-страниц (владельцами аккаунта) в персональных страницах без соответствующих разрешений и регламентированных процедур. Подобные мошеннические действия в социальных сетях подрывают репутацию известных брендов. Как известно, владелец веб-страницы самостоятельно по своему усмотрению наделен возможностью размещать информацию на веб-странице и управлять ею. Таким образом, вероятным нарушителем всегда выступает владелец аккаунта, используемый для размещения веб-страницы на веб-сайте.

Особенности социальной сети, а именно доступность, безвозмездность, активное распространение информации, могут представлять угрозу правам владельцев торговых марок. Использование объектов интеллектуальной собственности в социальной сети наряду с положительными последствиями может иметь и негативные. Одним из таких последствий является регистрация названия страницы в социальной сети субъектом, не имеющим прав на торговую марку. Принцип присоединения к социальным сетям предоставляет право избрания названия первому, кто его предложит. Если первым такую ​​регистрацию осуществил субъект, не имеющий прав на торговую марку, в сознании участников сообщества могут возникнуть ошибочные ассоциации. Соответствующие действия, при которых лицо регистрирует в социальных сетях аккаунт с названием, на которое претендует третья сторона, можно называть «аккаунт сквоттинг», существующим как отдельное правонарушение наряду с киберсквоттингом.

Согласно требованиям действующего законодательства Украины, защита прав на торговую марку осуществляется в судебном и ином установленном законом порядке. Суды в соответствии с их компетенцией разрешают, в частности, споры о: установлении владельца свидетельства; заключение и исполнение лицензионных договоров; нарушение прав владельца свидетельства.

Субъектами права интеллектуальной собственности есть физические и юридические лица. Установлено, что право на торговую марку может принадлежать одновременно нескольким физическим и/или юридическим лицам, а приобретение права собственности на торговую марку удостоверяется свидетельством. Каждый человек имеет право на защиту своих прав интеллектуальной собственности в случае их нарушения, непризнания или оспаривания. Осуществление права на защиту возможно в досудебном и судебном порядке.

Главным способом защиты прав интеллектуальной собственности на торговую марку есть возмещение вреда. Способом защиты, направленным на восстановление деловой репутации предприятия является опубликование судебного решения в средствах массовой информации. При вынесении решения суды должны соблюдать принципы разумности и достаточности, чтобы обязать ответчика опубликовать судебное решение в конкретных средствах массовой информации, где размещалась в любой форме реклама продукции с незаконным использованием знака.

Процедурно судебную защиту можно разделить на: гражданско-правовую – разрешение споров по поводу исключительных прав на торговые марки, путем восстановления прав и компенсации убытков, через: признание исключительного права; признание недействительным договора в отношении прав на торговую марку; прекращение действий, нарушающих право, в том числе устранение с товара, его упаковки незаконно использованного знака или обозначения, сходного с ним настолько, что их можно спутать, или уничтожения изготовленных изображений знака или обозначения, сходного с ним настолько, что их можно спутать; компенсация морального (нематериального) ущерба; признание незаконным решение государственного органа и уголовно-правовой – привлечение нарушителя к уголовной ответственности при наличии соответствующих признаков преступления с нанесением материального ущерба в крупных или особо крупных размерах. И предусматривает такие виды наказания как штраф, исправительные работы, лишение свободы, конфискация имущества.

Кроме того защита прав на торговую марку в социальной сети затруднена из-за того, что требует вовлечение в этот процесс третьего лица – администратора такой сети, ведь в случае отказа добровольно прекратить нарушение администратор сети должен будет предотвратить это из-за удаления аккаунта нарушителя или информации, содержащей нарушение из него.

Известные социальные сети содержат соответствующие положения в правилах пользования, которые впоследствии дают возможность реагировать на такие нарушения. Так, среди правил пользования Facebook содержится правило, согласно которому пользователи используют собственные имена и названия в своих аккаунтах, а следовательно, согласно правилам, страница с одноименным названием бренда или публичного лица может подвергаться администрированию только уполномоченным представителем бренда, юридического лица или публичным лицом. . Соответствующие положения содержатся и в правилах пользования Instagram, где четко прописан принцип обеспечения защиты своего права интеллектуальной собственности, с возможностью отключения учетной записи.

Соответствующие судебные и внесудебные меры желательно решать с участием специалистов в области права или патентных поверенных. Довольно часто способы защиты следует совмещать, несмотря на то, что ведущие социальные сети достаточно долго рассматривают претензии или письма оговорки и от даты официального обращения до принятия решения может пройти от трех до шести месяцев.

На печать

Напишите нам

Чтобы получить консультацию по вопросам интеллектуальной собственности или оставить заявку, свяжитесь с нами.

10 * 5 =