В список объектов права интеллектуальной собственности входят объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компоновка (топографии) интегральных микросхем, рационализаторские предложения.

Согласно законодательству изобретение (полезная модель) – результат интеллектуальной, творческой деятельности человека в любой сфере технологии. Получение права интеллектуальной собственности на изобретение (полезную модель) удостоверяется патентом.

Промышленный образец – результат творческой деятельности человека в области художественного конструирования. Получение прав на зарегистрированный промышленный образец удостоверяется свидетельством, в котором приводится внесенное в Реестр изображение промышленного образца.

Социальные сети используются участниками бесплатно, однако они все чаще становятся площадкой для распространения коммерческой информации, которая связана с использованием средств индивидуализации участников гражданского обращения, результатов интеллектуальной, творческой деятельности владельца веб-страницы (владельцами аккаунта) в любой сфере технологии. а также в области художественного конструирования.

Результат распространения такого объекта в социальной сети оказывает экономический эффект прямого или опосредованного действия. В частности, на страницах сети может содержаться информация об устройстве, продукте (устройстве, веществе, штамме микроорганизма, культуре клеток растения и животного и т.п.), процессе (способе) с предложением его купить, о рекламных акциях, скидках, которые будут побуждать потребителя приобрести продукт, устройство или технологию.

Защита прав на изобретение (полезная модель), промышленный образец осуществляется в судебном и ином установленном законом порядке. Суды в соответствии с их компетенцией разрешают, в частности, споры о: авторстве изобретения (полезной модели); установление факта использования изобретения (полезной модели); установление владельца патента; нарушение прав владельца патента; заключение и исполнение лицензионных договоров; право предыдущего пользователя; компенсации.

Сама технология или определенный процесс (способ), коммерческая информация может быть использована против разрешения ее правообладателя (заявителя) любым лицом в социальных сетях, имеющим определенный доступ к технологическим процессам или информации. В соответствии с действующим законодательством коммерческой тайной является информация, которая секретна в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих неизвестна и не является легкодоступной для лиц, обычно имеющих дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принимаемых лицом, законно контролирующим эту информацию.

Есть случаи, когда работники предприятий, ознакомленных с обязательствами по сохранению коммерческой тайны, в частности: не передавать третьим лицам и не раскрывать публично сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, без согласия дирекции предприятия; не использовать знания коммерческой тайны для занятия какой-либо деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может причинить вред предприятию, не понимая того или специально, публиковали (обменивались) на своих персональных страницах в социальных сетях Facebook, YouTube, WhatsApp, Facebook Messenger, Instagram, TikTok, Twitter відео, аудіо – материалы, которые раскрывают или носят коммерческий характер в отношении способов, процессов или продуктов, наделенных правовой охраной (имевшие подтверждающие патенты/свидетельства).

Некоторые специалисты отмечают, что коммерческая тайна - это информация, которая секретна в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих неизвестна и не легкодоступна для лиц, обычно имеющих дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеющая коммерческую ценность и являвшаяся предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принимаемых лицом, законно контролирующим эту информацию.

Можно поделить такую ​​информацию на две группы: техническая и коммерческая информация.

К технической информации относятся незапатентованные научно-технические разработки, базы данных и другие компьютерные программы, созданные правообладателем, все виды "ноу-хау", технические проекты, промышленные образцы; объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых получены патенты или авторские свидетельства охраняются также отдельно действующим законодательством в частности, Законами Украины: "Об охране прав на изобретения и полезные модели", "Об авторском праве и смежных правах", "Об охране прав на промышленные образцы" "Об охране прав на знаки для товаров и услуг".

К коммерческой информации отнесены условия контрактов, данные о поставщиках и покупателях (контрагентах, партнерах), информация о переговорах, маркетинговых исследованиях, данные о расчете отпускных цен, размерах скидок и т.п.; сведения/информация связана с производством, технологической информацией, маркетинговые инструменты, инновационные идеи, не являющиеся государственной тайной, разглашение (передача любым способом, утечка) которых может нанести вред интересам ее владельца.

Относительно правообладателей – физических лиц следует отметить, что согласно действующему законодательству каждый имеет право на уважение его достоинства и чести. Достоинство и честь физического лица неприкосновенны. Физическое лицо имеет право обратиться в суд с иском о защите его достоинства и чести. Физическое лицо имеет право на неприкосновенность деловой репутации. Физическое лицо может обратиться в суд с иском о защите своей деловой репутации.

Действующее законодательство не содержит определения понятий достоинства, чести или деловой репутации, поскольку они являются морально-нравственными категориями и одновременно личными неимущественными правами, которым закон придает значение самостоятельных объектов судебной защиты.

В частности, под достоинством следует понимать признание ценности каждого физического лица как уникальной биопсихосоциальной ценности. С честью связывается положительная социальная оценка личности в глазах окружающих, основывающаяся на соответствии ее деяний (поведения) общепринятым представлениям о добре и зле, а под деловой репутацией физического лица понимается приобретенная лицом общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении не служебных, публичных либо других обязанностей. Юридическим составом правонарушения является совокупность следующих обстоятельств: а) распространение информации, то есть доведение ее до сведения хотя бы одному лицу любым способом; б) распространенная информация касается определенного физического или юридического лица, то есть истца; в) распространение недостоверной информации, то есть не соответствующей действительности; г) распространение информации, нарушающей личные неимущественные права, то есть либо наносит ущерб соответствующим личным неимущественным благам, либо препятствует лицу полно и своевременно осуществлять свое личное неимущественное право. Под распространением информации следует понимать: опубликование ее в печати, передачу по радио, телевидению или с использованием других средств массовой информации; распространение в сети Интернет или с использованием других средств телекоммуникационной связи; изложение в характеристиках, заявлениях, письмах, адресованных другим лицам; сообщения в публичных выступлениях, в электронных сетях, а также в другой форме хотя бы одному лицу. Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности или изложенная ложно, т.е. содержащая сведения о событиях и явлениях, которых не существовало вообще или существовавших, но сведения о них не соответствуют действительности (неполные или искаженные).

Существует определенная судебная практика, по которой суды признают нарушением размещения в сети Интернет, в том числе на страницах социальных сетей Facebook, YouTube, WhatsApp, Facebook Messenger, Instagram, TikTok, Twitter информации об устройстве, продукте, изделиях для продажи, права на которые принадлежат определенному лицу без его разрешения или с нарушением его прав.

При решении таких категорий нарушений суды исходят из того, что публикация информации об устройстве, продукте, изделиях для продажи, в том числе и через страницы социальных сетей могут только те субъекты, которые имеют такие права, подтвержденные патентом или свидетельством (охранным документом).

На печать

Напишите нам

Чтобы получить консультацию по вопросам интеллектуальной собственности или оставить заявку, свяжитесь с нами.

10 + 3 =