Сотрудник нашей компании, патентный поверенный Стогний Е.С. подготовил отчет о прошедшем 19 марта 2015 г. в отделе ВИП ХГНБ им. В.Г. Короленко Круглом столе на тему "Танк Т-34 - це найкращий танк у світі", посвященном 120-летию завода им. В.А. Малышева.

Со вступительным словом выступил ведущий Круглого стола д.м.н., проф. Национального технического университета "ХПИ" В.В. Россихин. Он остановился на важности этого юбилея для всех харьковчан, а также работников Харьковского завода им. В.А. Малышева, которые в суровые предвоенные годы смогли создать это грозное оружие, внесшее большой вклад в победу над фашизмом.

О развитии танкостроения в Украине в своем выступлении рассказал П.В. Мирошниченко, пресс-секретарь завода им. В.А. Малышева. В частности он подчеркнул, что сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что новое конструкторское бюро (далее - КБ) по проектированию бронетанковой техники, организованное в Харькове в октябре 1937 года, которое возглавили М.И. Кошкин и А.А. Морозов, состояло всего из 21 человека. Менее чем за один год, спроектированный в соответствии с госзаказом танк А-20, а затем и "инициативный" Т-32, заложили основу создания самого массового танка второй мировой войны, легендарной "тридцатьчетверки".

Принятый на вооружение Постановлением правительства от 19 декабря 1939 года, танк Т-34 прошел всю войну от первого выстрела до последнего. Ни одна машина не имела столь славного боевого пути. После преждевременной смерти Михаила Ильича Кошкина, в сентябре 1940 года, на должность Главного конструктора был назначен А.А. Морозов. До начала Великой Отечественной Войны (далее - ВОВ), КБ успело разработать документацию на усовершенствованный танк Т-34М, но запустить его в производство было не суждено.

Эвакуированное за Урал, в Нижний Тагил, КБ продолжило работы по совершенствованию конструкции танка. В результате, за время ВОВ были спроектированы и изготовлены машины Т-34-85 и Т-44. По завершению боевых действий, в 1946 году, свет увидели такие всемирно известные машины как Т-54 и Т-55, которые несут службу до настоящего времени в Украине и во многих странах мира. Эти две машины, по критерию "эффективность-стоимость", считаются непревзойденными до сих пор. Этот критерий, который указывает на наиболее оптимальное сочетание защищенности, подвижности и вооружения, является основным для оценки боевых качеств бронетанковых машин.

Продолжив работы по повышению технических характеристик бронетанковых машин, уже после возвращения в Харьков в 1951 году, КБ разрабатывает последующие проекты бронетанковой техники. В 1961 году был принят на вооружение танк Т-64, а уже в 1968 году появился усовершенствованный танк Т-64А. С 1 января 1966 года КБ получило наименование "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению" (далее - ХКБМ), В 1979 году ХКБМ было присвоено имя А.А. Морозова. В Харьковском конструкторском бюро по машиностроению были разработаны такие модели танков как Т-72, Т-64Б, Т-64БВ, Т-80УД.

К последним разработкам ХКБМ им. А.А. Морозова относятся принятый на вооружение танк Т-84 и разработанный на его основе с учетом мировых тенденций танк "ОПЛОТ", который на данный момент является одним из наиболее защищенных танков в мире. Танк "ОПЛОТ" в настоящее время принят на вооружение Вооруженными Силами Украины.

Истории мирового развития танкостроения было посвящено выступление д.т.н., проф. Харьковского университета радиоэлектроники О.Г. Аврунина. В своем докладе докладчик остановился на основных этапах развития бронетанковой техники в мире.

Он рассказал об изменении и совершенствовании боевых характеристик бронетанкових машин на протяжении всего периода их развития, т.е. от танков 1-й мировой войны до настоящего времени.

Выступление сопровождалось показом моделей боевых машин разных периодов и разных стран-изготовителей этой военной техники. Докладчик продемонстрировал присутствующим собранную им коллекцию масштабированных миниатюрных моделей танков, которая насчитывает более 200 единиц.

В выступлении заслуженого деятеля науки и техники Украины, лауреата Государственной премии Украины, д.т.н., проф. кафедры информационных технологий и систем колесных и гусеничних машин НТУ "ХПИ" Е.Е. Александрова были рассмотрены вопросы развития украинского танкостроения как в исторической перспективе, так и на настоящем этапе. Докладчик отметил, что путь создания танка Т-34 был не прост. Руководство страны в период, предшествующий ВОВ, не разделяло передовых идей создания бронетанковой техники, выдвинутых выдающимися инженерами и конструкторами, в первую очередь В.А. Малышевым и М.И. Кошкиным.

В частности, большим противником нового танка выступал первый зам. Наркома обороны С.М.Буденный, который считал главной ударной силой в предстоящей войне кавалерию. Однако настойчивость и энтузиазм создателей нового танка преодолели сопротивление косного руководства Красной Армии и смогли добиться замечательных результатов, оказавщих существенный вклад в дело победы над гитлеровской Германией.

Выступающие в своих докладах уделили большое внимание вопросам совершенствования бронетанковых машин, разработанных в ХКБМ им. А.А. Морозова и выпускаемых Харьковским заводом им. В.А. Малышева. Инновационные конструкторские решения, заложенные при проектировании танка Т-34, получили дальнейшее развитие во всех последующих машинах, спроектированных ХКБМ им. А.А. Морозова.

О техническом уровне разработок свидетельствует тот факт, что в результате изготовления первых опытных образцов танка Т-34, при подготовке серийного производства, затраты, связанные с технологией изготовления, были снижены в 3 раза. Принятие тех или иных компоновочных решений осуществлялось только после всестороннего осмысления разрабатываемой конструкции. Выбранная плотная компоновка, вместе с минимизацией габаритов узлов и систем, обеспечили небольшие габариты всего танка.

Для многих технических решений, созданных в этот период, начиная с танка Т-34, характерно использование утверждение "впервые в мире".

Так "впервые в мире" была разработана конструкция среднего танка, впоследствии ставшая классической, со скоростными характеристиками легкого танка и защитой и вооружением тяжелого.

"Впервые в мире" на машинах данного класса был установлен дизельный двигатель.

"Впервые в мире" была разработана конструкция основного танка. "Впервые в мире" была применена композитная многослойная броневая защита.

"Впервые в мире" один член экипажа был заменен автоматом заряжания, также "впервые в мире" была применена управляемая ракета, выстреливаемая из основного орудия.

При необходимости этот список можно продолжить. Благодаря принципам, выработанным в конструкторском бюро, отличительной чертой всех машин, которые выходили из его стен, были и являются: минимальные габариты, хорошие подвижность и проходимость, мощное вооружение, надежная защита, неприхотливость в эксплуатации.

Рассматривая фотоснимки танков Т-34, Т-44, Т-54, Т-55, Т-64, Т-80, Т-84 и танка "ОПЛОТ" можно заметить последовательное внешнее сходство и это не случайность, что даже во внешнем виде машин просматривается один и тот же профессиональный почерк - стиль "ХКБМ" им. А.А. Морозова.

Как же выглядит современное детище Морозовской "школы", которое сегодня носит имя танка "ОПЛОТ". Эта машина, имеющая массу 50,5 т имеет прочный стальной корпус, с лобовой стороны защищенный многослойной комбинированной защитой с встроенными элементами динамической защиты, обеспечивающий защиту экипажа и жизненно важных систем от поражающего действия различных противотанковых средств возможного противника. На танке установлен шестицилиндровый двухтактный турбопоршневой двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л. с., позволяющий развивать танку скорость до 73 км/ч. Двухплоскостной стабилизатор обеспечивает ведение огня, как с места, так и в движении.

Фото:http://www.morozovkmdb.com/rus/body/oplot_mbt.php

Прицельный комплекс, установленный на танке, позволяет вести прицельный огонь днем, стандартными боеприпасами, по бронированной технике на дистанции до 3000 м, и осколочно-фугасными, по живой силе противника до 4000 м, а используя управляемую противотанковую ракету - до 5000 м. Через ночной тепловизионный прицел обеспечивается ведение эффективного прицельного огня на дистанции до 2000 м. Установленная на танке гладкоствольная 125 мм пушка позволяет вести огонь боеприпасами различных типов, в том числе, управляемой ракетой.

Спаренный с пушкой пулемет, калибра 7,62 мм, позволяет вести прицельный огонь, на поражение живой силы противника, на дистанции до 1600 м. Установленный на люке командира зенитный пулемет, калибра 12,7 мм, на дистанции до 2000 м, обеспечивает поражение воздушных целей. Низко летящие воздушные цели, на дистанции до 5000 м, можно поражать управляемой ракетой. Установленное на машинах оборудование для подводного вождения позволяет форсировать водные преграды по дну глубиной до 1,8м с ходу, а глубиной до 5 м с установкой воздухо-питающей и выхлопной труб, которые при завершении форсирования сбрасываются без остановки движения и без выхода экипажа из машины. Таковы основные характеристики танка "ОПЛОТ".

Присутствующие с большим интересом выслушали выступления докладчиков и приняли участие в обсуждении вопросов, затронутых в представленных докладах.