1601202016 января 2020 года в отделе научно-информационного обеспечения инновационных процессов Харьковской государственной научной библиотеке имени В.Г. Короленко состоялся Мастер-класс по основам технического творчества, посвященный празднованию "Дня детских изобретений".

На мероприятии присутствовали школьники 6-го класса 10-й средней школы г. Харькова.

Патентный поверенный Украины Е.С. Стогний (ООО "Компания "Инвента")  рассказал об истории создания радио и о методах решения изобретательских задач. Проведение тренинга он начал с истории открытия электромагнитных волн Джеймсом Максвеллом (1831-1879гг.), при этом их практическое использование было впервые осуществлено Генрихом Герцем (1857-1894 гг.). Г. Герц сконструировал первый передатчик радиоволн, которые можно было зафиксировать расстоянии в несколько метров. В 1924 г. в честь Герца назвали единицу частоты электромагнитных колебаний в секунду (Гц).

Одними из первых создателей радиосвязи стали итальянец Гульельмо Маркони, получивший в 1987 году патент Великобритании № 12039 на "Усовершенствования в передаче электрических импульсов и сигналов в передающем аппарате" и Нобелевскую премию по физике в 1909 году, и русский изобретатель Александр Попов, который после множества опытов и экспериментов создал устройство, способное улавливать электромагнитные колебания на значительном расстоянии, и получивший премию Русского Технического Общества в 1898 г. за «изобретение приёмника электромагнитных колебаний и прибора для телеграфирования без проводов».

Если взглянуть на историю создания радио еще шире, то первый патент на беспроводную связь получил в 1872 году американский радиолюбитель, стоматолог по профессии Малон Лумис, заявивший в 1866 году о том, что он открыл способ беспроволочной связи; в США изобретателем радио считают Дэвида Хьюза (1878), а также Томаса Эдисона (1875; патент  №1885) и Николу Теслу (патент на передающее устройство с резонанс-трансформатором был выдан в 1891 году); в Германии — Генриха Герца (1888); во Франции — Эдуарда Бранли (1890); в ряде балканских стран — Николу Теслу (1891); в Бразилии — Ланделя де Муру (1893—1894); в Англии — Оливера Джозефа Лоджа (1894); в Индии — Джагадиша Чандру Боше (1894 или 1895); в России — А. С. Попова (1895). Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн считается итальянский инженер Гульельмо Маркони (1895).

Из этого перечня видно, что изобретения, касающиеся передачи и приема радиоволн, были сделаны почти одновременно в разных странах разными людьми и независимо друг от друга. При этом первенство оказывается у того изобретателя, который первым получит патент на свое изобретение. Поэтому, для того, чтобы что-то полезное изобрести нужно научиться решать самые разные технические (и не только) задачи.

Далее ведущий перешел к практической части тренинга, в которой остановился на некоторых известных методах изобретательского творчества, позволяющих решать технические задачи. Одним из таких приемов является изменение формулировки задачи. В качестве примера, был задан школьникам такой вопрос: - "Всегда ли солнце всходит на востоке?", на который не нашлось у присутствующих правильного ответа. Но если этот вопрос переформулировать и поставить по иному, а именно "Везде ли солнце всходит на востоке?", то правильный ответ найти гораздо легче.

Другим примером использования творческого подхода к решению технической задачи является поиск аналогичных природных явлений для установления связи с характеристиками знакомого предмета, например, на вопрос: - "Почему стрелки часов движутся по часовой стрепке, а не в противоположном направлении?" школьниками быстро был найден правильный ответ - "Потому что солнце движется в том же направлении, что хорошо видно по движению тени на солнечных часах".

Также были приведены примеры решения технических задач известными изобретателями, которые еще в детском или юношеском возрасте сделали свои первые шаги в изобретательстве. Так, Леонардо да Винчи в молодом возрасте сделал наброски таких изобретений, как самолет, вертолет, парашют, танк и многое другое. Фенджамин Франклин в 14 лет изобрел ласты для рук для ускорения плавания, правда тогда они были только деревянными. Впоследствии он изобрел молниеотвод, бифокальные очки, кресло-качалку, высказал идею о создании электрического двигателя. Томас Эдисон всю жизнь посвятил разработкам в области электричества. Он изобрел электрическую лампочку, постоянно ее совершенствовал и получил более 2000 патентов на свое изобретение. Никола Тесла в 1884-1885 годы работал в лаборатории Эдисона над усовершенствованием машин постоянного тока, но затем изобрел генераторы переменного тока, которые оказались эффективнее машин постоянного тока и изменили направление развития электротехники в мире. 

Далее присутствующим школьникам были предложены еще некоторые  задания, ответы на которые были найдены с помощью рассмотренных методов решения технических задач.