18032019 0118.03.2019г. в отделе информационного обеспечения инновационных процессов ХГНБ им. В.Г. Короленко состоялся тренинг для студентов Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» по теме «Создание торговой марки».

Торговая марка, товарный знак, знак для товаров и услуг, так начал свой доклад патентный поверенный Украины Евгений Стогний (ООО "Компания "ИНВЕНТА"), призваны отличать товары и услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг другого производителя. Поэтому каждая торговая марка может служить основой для создания бренда товара или производителя.

Торговая марка, не обладающая сама по себе, т.е. без связи с определенным товаром или услугой, никакой потребительской ценностью, становится решающим фактором при выборе товара и составляет значительную часть стоимости последнего. Например, специализирующаяся на торговых марках консалтинговая компания Interbrand (США) ежегодно составляет список самых дорогих мировых брендов и соотносит их стоимость с рыночной капитализацией компаний- владельцев. В 2000 году торговой маркой № 1 была названа Coca-Cola, стоимость которой составила $72,5 млрд, что равнялось 51% стоимости одноименной компании. Посмотрим далее, как изменилась стоимость этого бренда в 2018 году. Рассмотрим также какие из известных украинских торговых марок в настоящее время являются лидерами на рынке Украины, а также какие торговые марки являются мировыми брендами.

По оценке консалтинговой компании MPP Consulting суммарная стоимость 100 ведущих торговых марок Украины в 2018 году составила $5,9 млрд. Первым номером среди брендов Украины является торговая марка Моршинська, стоимость которой составляет $533 млн. На второй позиции находится Новая почта с капитализацией $285 млн, на третьей - Rozetka с капитализацией $244 млн, на четвертой Приватбанк - с $237 млн и на пятой - Sandora с капитализацией $231 млн. Указанные бренды широко известны потребителям Украины и пользуются заслуженным уважением. Так, минеральная вода под торговой маркой Моршинська представлена в 93% торговых точек Украины. Сходный процент заполнения прилавков магазинов имеет и продукция компании Sandora.

В качестве лидеров среди мировых брендов выступают такие всемирно известные торговые марки, как AMAZON, APPLE и GOOGLE, которые занимают высшие ступени в мировом рейтинге.

Появление сети Интернет привело к тому, что возможности создания бизнеса "малой кровью" вышли на качественно новый уровень. Интернет с его миллиардами страниц представляет безграничное поле возможностей для контакта с миллионами потребителей. Для создания электронной торговой сети AMAZON.COM, ее основателю Джеффу Безосу потребовалось $300 тыс. Стоимость торговой марки AMAZON в 2018 году составила $150,8 млрд. И этот колоссальный рост активов компании и цены ее торговой марки достигнут за период с 1994 года по настоящее время.

Производитель персональных и планшетных компьютеров - корпорация APPLE является одним из пионеров в области персональных компьютеров и современных операционных систем. Является первой американской компанией, чья капитализация превысила 1,044 трлн долларов США. Это произошло во время торгов акциями компании 10 сентября 2018 года. В тот же день компания стала самой дорогой публичной компанией в мире. Стоимость ее торговой марки в 2018 году составила $146,3 млрд.

Американская транснациональная корпорация GOOGLE инвестирует в интернет-поиск, облачные вычисления и рекламные технологии. Сеть Google управляет более чем миллионом серверов в центрах обработки данных по всему миру и обрабатывает более одного миллиарда поисковых запросов каждый день. Стоимость ее торговой марки составляет $120,9 млрд.

Компания Coca-Cola, стоимость бренда которой составляла $72,5 млрд, в 2000 году, опустилась в мировом рейтинге на скромное 38 место с объемом капитализации торговой марки $30,4 млрд, что тоже не так мало, если сравнить с суммарной стоимостью 100 лучших марок Украины, которая составила $5,9 млрд в 2018 году, т.е всего 1/5 стоимости торговой марки Coca-Cola или 1 / 25 от цены бренда Amazon — № 1 в мире.

В практической части тренинга участникам было предложено разработать собственный товарный знак и дать его графическое изображение на рассмотрение созданной в ходе тренинга конкурсной комиссии. Участники тренинга успешно справились с поставленной задачей. Комиссия подвела итоги и, учитывая оригинальность предложенных словесных и изобразительных решений, выявила победителей.

Тренинг прошел при активном участии слушателей, что позволило проявить им свою энергию и творческий потенциал.