О правах на знаки для товаров и услуг

Знак в законе

Законы развития рыночных отношений диктуют необходимость защиты не только прав потребителя, но и прав производителя. К правам производителя относится право владения собственным выпускаемыми товарами, а также право на их маркировку своим товарным знаком. Для реализации указанных прав в Украине принят ряд законов по охране интеллектуальной собственности, в частности Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», введенный в действие с 1 января 1997 года. Согласно этому закону, кроме всего прочего, к недобросовестной конкуренции относится использование чужого имени, коммерческого (фирменного) наименования, товарного знака, принадлежащих другим лицам, поскольку такие действия могут привести к смешению с деятельностью другого хозяйствующего субъекта и нанести ему материальный ущерб.

Маркировка товаров изначально преследует две цели: гарантировать хорошее качество товара и убедить покупателя купить именно данный товар. Владея товаром, определенное лицо или предприятие обычно владеет и тем товарным знаком, под которым товар поступает на рынок. Во многих странах мира составляются специальные каталоги зарегистрированных товарных знаков с указанием, кому они принадлежат. Несанкционированное использование чужих товарных знаков и коммерческих (фирменных) наименований во всем мире расценивается как введение потребителя в заблуждение относительно происхождения товара и строго наказывается. По искам владельцев защищенных товарных знаков выносят решения о взыскании штрафов, которые могут исчисляться миллионами долларов, за незаконное вытеснение производителя, за реальные и потенциальные убытки, которые понес истинный производитель.

Разберемся в терминах

Товарные знаки, торговые марки или, как определено Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», знаки для товаров и услуг – это обозначения, отличающие товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей. Наряду с официально принятым в Украине термином «знак для товаров и услуг» в обиходе, журнальных и газетных статьях, в деловой переписке часто используются для выражения того же понятия другие термины. Возможно, это объясняется тем, что еще не закрепились удачные термины для обозначения этого понятия. Чаще других, как и в настоящей публикации, используется термин «товарный знак» для товаров, и «знак обслуживания» - для услуг. В тоже самое время в Гражданском кодексе Украины используется термины торговая марка ст. 492, под которой подразумевается «…любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодные для выделения товаров (услуг), которые производятся (оказываются) одним лицом, от товаров (услуг), которые производятся (оказываются) другими лицами». В качестве как бы равноправных синонимов этого понятия используются такие термины, как «торговый знак», «знак для товаров и услуг», «фирменный знак», «торговая марка», «товарная марка», «фирменная марка», «фирменное наименование», «фабричный знак». Украинский законодатель также не остался в стороне от создания новых терминов, и в Законе Украины «О рекламе», введенном постановление ВР Украины от 03.07.1996г.., использует наряду с термином «товарный знак» достаточно расхожий в последнее время термин «логотип». Поскольку законодатель не дает определения последнему термину, то из практики использования под ним следует понимать словесный знак для товаров и услуг, т.е. товарный знак, выполненный в виде сочетания букв, образующих существующее или искусственно образованное слово или словосочетание. (см. рис. 1, 2).

В тоже время знаки делятся еще на изобразительные (рис. 3), объемные, звуковые, световые, обонятельные и комбинированные, т.е. состоящие, например, из сочетания словесного и изобразительного элементов (рис. 4, 5). Обилие и разнообразие терминологии ведет к ненужной путанице в понятиях и затрудняет понимание специальной и коммерческой информации. Не останавливаясь на истории возникновения всех этих терминов, отметим, что большинство из них являются синонимами термина «товарный знак».

Отдельное место в этом ряду занимает термин «коммерческое (фирменное) наименование». Под коммерческим наименованием в Украине понимается наименование юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность, при этом правовая охрана предоставляется коммерческому наименованию, если оно дает возможность выделить одно лицо среди других и не вводит в заблуждение потребителей относительно настоящей его деятельности ст. 489 Гражданского Кодекса Украины. Это наименование указывает в учредительных документах. Коммерческое наименование охраняется без обязательной подачи заявки на регистрацию, как это принято в отношении товарных знаков.

Ограничения в регистрации

В отличие от коммерческих наименований товарный знак проходит проверку на новизну и регистрируется в патентном ведомстве Украины (ДП «Украинский институт интеллектуальной собственности»).

В его регистрации есть определенные ограничения. Так, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака наименования, совпадающие с официальными названиями государств. То есть нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака наименование фирмы «Украина», торгового дома «Италия», частного предприятия «Греция» и др. Не могут получить охрану сокращенные или полные наименования международных организаций, например, ООН, «Гринпис» и другие, а также общепринятые аббревиатуры, используемые для определенных товаров и услуг. Однако такие обозначения могут быть включены в знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа, т.е. того, кому принадлежит соответствующее наименование или обозначение. Не могут получить правовую охрану обозначения, сходные и тождественные с общеупотребительными символами и терминами, а также сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке. Так, заявленному знаку, изображенному на рис. 6, совершенно обоснованно может быть противопоставлен знак экологической маркировки «Det Grune Punkt» («Зеленая точка»), изображенный на рис. 7.

Товарный знак должен быть новым, т.е. на момент подачи не должно быть зарегистрированного или заявленного на регистрацию в Украине знака, настолько похожего, что по общему впечатлению их трудно отличить друг от друга. Однако не следует забывать, что это требование касается знаков, относящихся к однородным группам товаров или услуг.

Не регистрируются в качестве знаков обозначения, воспроизводящие названия известных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи из них, без согласия владельцев авторского права или их правопреемников. Для того чтобы зарегистрировать в качестве товарного знака такое имя, как Тарас Бульба, необходимо взять разрешение у наследников Николая Васильевича Гоголя.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака фамилии, имена, псевдонимы и производные от них известных в Украине либо без их согласия. Так, например, патентным ведомством Украины было отказано в регистрации товарного знака «Лилиенталь» одной из харьковских фирм ввиду отсутствия разрешения на использование фамилии известного немецкого инженера и воздухоплавателя, полученного от его наследников. На основании этого было отказано в оформлении заявки на словесный знак фирме «Заповіти Рокфеллера».

Не могут получить правовую охрану обозначения, являющиеся общеупотребительными как обозначения товаров и услуг определенного вида. Например, слова «банк» и «Agence» (агентство), входящие в состав комбинированных знаков изображенных на рис. 8.9, подлежат дискламации, т.е. не имеют самостоятельной правовой охраны, хотя знаки в целом являются охраноспособными.

Существуют и другие основания для отказа в регистрации товарного знака.

Дешевле, когда он свой

Право собственности на знак подтверждается свидетельство на знак для товаров и услуг, выдаваемым патентным ведомством Украины. Объем правовой охраны, предоставляемый владельцу товарного знака, определяется приведенным в свидетельстве изображением знака и перечнем товаров и услуг, на которые он распространяется. Срок действия свидетельства составляет 10 лет от даты подачи заявки на регистрацию товарного знака и может быть продлен неоднократно на последующие 10 лет. За подачу заявки на товарный знак, его экспертизу и выдачу свидетельства уплачиваются соответствующие государственные сборы, величина которых зависит от величины перечня товаров и услуг, относительно которых испрашивается охрана товарного знака.

Право на знак для товаров и услуг относится к категории исключительных имущественных прав, т.е. владелец товарного знака имеет исключительно право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. В случае нарушения его исключительного права владелец знака, в соответствии со ст. 25 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», может обратиться в Антимонопольный комитет Украины за заявлением об изъятии товаров у производителя, так и у продавца. При этом совершение действий, квалифицированных Антимонопольным комитетом как недобросовестная конкуренция, влечет за собой наложение штрафов в размере до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, если юридическое лицо-нарушитель не является хозяйствующим субъектом, и до пяти тысяч, если оно является таковым.

Для подачи заявки на знак для товаров и услуг Украины необходимо составить ряд документов по установленной форме, подготовить изображения товарного знака, выполнить классификацию товаров и услуг, на которые распространяется данный товарный знак. Эта работа требует профессиональной подготовки и опыта и может быть выполнена либо специализированными организациями, либо патентными поверенными.

Патентное ведомство Украины производит регистрацию товарных знаков в Государственном реестре свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг, куда вносятся изображения товарного знака, сведения о владельце свидетельства на товарный знак, дата приоритета знака, дата его регистрации, перечень товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак.

Инструкция к применению

Зарегистрированный товарный знак, так же как и патент на изобретение, относится к объектам промышленной собственности и после определения его стоимости может войти в состав нематериальных активов его владельца – юридического лица. Охрана знака, зарегистрированного в Украине, распространяется на территории Украины. Для регистрации знака за пределами Украины требуется испрашивать охрану в каждой стране отдельно, либо производить его международную регистрацию. Использованием знака признается применение его для маркировки товаров, а также на упаковке товаров, в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, во время показа экспонатов на выставках и ярмарках, в проспектах, счетах, на бланках и другой документации, связанной с введением указанных товаров и услуг в хозяйственный оборот. Владелец знака имеет право проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что знак зарегистрирован (рис. 10). Предупредительная маркировка представляет собой большую букву R латинского алфавита, заключенную в окружность, и происходит от английского словосочетания «Registered Trade Marks» (зарегистрированный товарный знак), или же две большие буквы ТМ, обозначающие, что на знак подана заявка на регистрацию товарного знака. Указание ТМ обычно используется в тех странах, где экспертиза товарного знака в патентом ведомстве длится довольно долго, часто по нескольку лет. Патентное ведомство Украины не отличается по этому показателю от промышленно развитых стран. В середине 1990 годов патентное ведомство Украины рассматривало заявки на регистрацию товарного знака в течение трех-четырех лет. К сожалению, в то давнишнее время, не все украинские фирмы, особенно в сфере малого бизнеса, жили так долго. Многие из них ликвидировались, так и не дождавшись регистрации своей интеллектуальной собственности. Поэтому у большого количества заявок на товарные знаки, поданных национальными заявителями, в то время наблюдалось отсутствие хозяев. Сейчас процедура регистрации товарного знака составляет 12-15 месяцев с даты подачи заявки в патентное ведомство Украины.

Патентные законодательства различных стран по-разному относятся к уведомлению об охране товарных знаков. В Великобритании, США, Канаде, Украине, России такая маркировка не обязательна. В тоже время в Японии и Китае товарные знаки в обязательном порядке должны помечаться предупредительной маркировкой. Но несмотря на то, что в ряде стран маркировка знака не является обязательным элементом, большинство фирм все же используют ее, чтобы в случае нарушения их прав на знак было легче отстоять свои прав в суде.

При этом следует помнить, что владельцы зарегистрированных в Украине или общеизвестных знаков, имеющих мировую известность, таких как Gillet, Mercedes, Adidas, Coca-Cola и др.). имеют право предъявлять иски о контрафакции, т.е. нарушении исключительно права на товарный знак на территории Украины.