Динамика современного общества показывает, что увеличение производительности орудий производства приводит к увеличению количества людей, чьи доходы связаны с осуществлением их интеллектуальной деятельности, результатом которой является созданием новых объектов и прав интеллектуальной собственности на них, к которым, в частности, относятся авторские права. При этом доход, в том числе и национальных государств, от использования данных прав весьма существенен, например, изготовление и прокат кинофильмов, компьютерных игр и сопроводительной атрибутики к ним и т.д.

Поэтому создание, и постоянное развитие законодательства, охраняющего и защищающего авторские права, является приоритетной задачей для стимулирования творческого труда авторов и роста их достатка, так правообладателей и стран в целом.

Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений предоставление охраны авторским правом возникает с момента создания объектов (литературные произведения, компьютерные программы, музыкальные и кинематографические произведения и т.д.) в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы их выражения.

На первых этапах сложно установить и предугадать потенциальную экономическую и общественную ценность авторских прав, воплощенных в созданном объекте, хотя для любого автора любое изготовленное им произведение бесценно, то часто автор после создания одного объекта переходит к разработке других объектов. И поэтому не исключено, что работа автора может уйти на второй и далее план, при этом третьи лица могут воспользоваться данными результатами, видоизменить их и выдать за свои результаты и этом может происходить не в результате злого умысла, а человек увидел, подсмотрел, подметил созданный объект и по прошествии времени решил задачу, но на самом деле использовал ранее созданный объект.

В Бернской конвенции установлен минимальный набор требований для охраны авторских прав, которые должны предоставлять государства страны-члены конвенции. Формально говоря, устанавливаемые в Конвенции права устанавливают только уровень прав, предоставляемых на основе конвенции иностранным авторам.

Минимальные нормы охраны распространяются на подлежащие охране произведения и права, а также на срок охраны:

  1. Применительно к произведениям охрана должна распространяться на «все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены».
  2. С учетом некоторых допустимых оговорок, ограничений или исключений, к числу прав, которые должны признаваться исключительными правами на выдачу разрешений, относятся следующие:
  • право на перевод;

  • право на адаптации и аранжировки произведения;

  • право на публичное исполнение драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;

  • право на публичное чтение литературных произведений;

  • право на передачу для всеобщего сведения исполнений таких произведений;

  • право вещания (с возможностью для Договаривающегося государства предусматривать вместо права выдачи разрешений лишь право на вознаграждение);

  • право на воспроизведение произведений любым способом и в любой форме (с возможностью для Договаривающегося государства разрешать, в некоторых особых случаях, воспроизведение без разрешения, при условии, что воспроизведение не входит в противоречие с нормальным использованием произведения и не наносит неоправданного ущерба законным интересам автора, и с возможностью для Договаривающегося государства, применительно к звукозаписи музыкальных произведений, предусматривать право на справедливое вознаграждение);

  • право использовать произведение в качестве основы аудиовизуального произведения, а также право на воспроизведение такого аудиовизуального произведения, его распространение, публичное исполнение или ознакомление с ним публики.

Конвенция также предусматривает «личные неимущественные права», т.е. право автора требовать признания его авторства на произведение и возражать против любого извращения, искажения или иного изменения произведения, а также любого иного действия, умаляющего его достоинства, которые могли бы нанести ущерб чести или репутации автора.

Бернская конвенция допускает определенные ограничения и исключения в отношении имущественных прав, то есть ситуации, когда произведения, пользующиеся охраной, могут использоваться без разрешения правообладателя и без выплаты вознаграждения. Эти ограничения называются «свободным использованием» охраняемых произведений и регулируются положениями статей (воспроизведение в определенных особых случаях), (цитирование и использование произведений в качестве иллюстраций в учебных целях), (воспроизведение газетных или иных подобных статей и использование произведений в целях сообщения о текущих событиях) и (записи краткосрочного пользования для передачи в эфир).

Приложение к Парижскому акту Конвенции также дает развивающимся странам право применять в определенных случаях принудительные лицензии для целей перевода и воспроизведения произведений в связи с образовательной деятельностью. В таких случаях предписанное использование допускается без разрешения правообладателя, при условии выплаты установленного законом вознаграждения.

В соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение по ТРИПС), принципы национального режима, автоматической охраны и независимости охраны также обязательны для тех государств членов Всемирной торговой организации (ВТО), которые не являются участниками Бернской конвенции. Кроме того, Соглашение по ТРИПС налагает обязательство предоставления «режима наибольшего благоприятствования», согласно которому любые льготы, предоставляемые государством-членом ВТО гражданам какой-либо другой страны, должны также предоставляться гражданам всех государств членов ВТО. Следует отметить, что возможность отсрочки применения Соглашения по ТРИПС не распространяется на обязательства предоставления национального режима и режима наибольшего благоприятствования.

В соответствии с Соглашением по ТРИПС, в отношении компьютерных программ и, при определенных условиях, аудиовизуальных произведений должно признаваться исключительное право на прокат.

В соответствии с Соглашением по ТРИПС, любой срок охраны, исчисляемый на иной основе, чем срок жизни физического лица, должен составлять по крайней мере 50 лет с даты первой разрешенной публикации произведения или, в отсутствие такой публикации, 50 лет с момента создания произведения. Однако это правило не распространяется на фотографические произведения и произведения прикладного искусства. Но практика показывает, что не всегда можно с полной долей достоверности установить дату окончательного произведения автору и доказать себе принадлежность прав.

При этом поскольку общество живет в современном мире, которое регулируется формально-правовыми нормами между физическими, юридическими лицами, а также органами, которые действуют от имени государства или международных организаций, то осуществление сделок осуществляется в устной или письменной форме (внесение авторских прав в уставный капитал, либо получение под него кредита, передача прав и т.д.). При этом по общему правилу исключительные имущественные авторские права относятся к имуществу и поэтому в процессе распоряжение их правами нужно придерживаться, преимущественной формы и большинстве случаев необходимо предоставление документов для подтверждения и идентификации авторских прав предоставление этих документов может больше вызвать вопросов, т.к. не всегда, особенно автор действующий в индивидуальном порядке, часто не структурируют свою деятельность как это происходит в компаниях основной доход которых поступает от использования авторских прав.

Существуют следующие способы фиксации авторского права (регистрации авторского права):

  • Заверение (процедура называется «заверения даты представления») у нотариуса.

  • Депонирование в специализированных организациях. (Например, Российское авторское общество и т.д.).

  • «Дедовский способ» — отсылка себе по почте конверта с материалами (который не вскрывается до необходимости, и предъявляются в суд закрытым).

Кроме того, если вы опубликовали на каком-то сайте свой текст, то вы можете пойти к нотариусу и сделать «Протокол осмотра интернет страницы». Это зафиксирует то, что произведение было размещено на данном сайте в опубликованном виде. Это доказательство у вас останется даже после удаления произведения с сайта.

Эти способы имеют как и свои плюсы, так и минусы. Важно помнить, что они фиксируют дату, то есть тот момент, когда автор просто указал, что произведение уже существует и он его автор. Закрепляет «дату приоритета».

Поэтому законодатель предусмотрел форму регистрации (депонирования) авторских прав указанных в Бернской конвенции.

Под регистрацией понимается какая-либо запись, фиксация фактов или явлений с целью учета и придания им статуса. Обычно данные записи вносятся в специальный список, реестр.

При регистрации фиксируется автор произведения, дата депонирования, проставляется номер.

Регистрация авторских прав, помимо «охранно-защитной» функции, выполняет роль «удостоверения» автора, к тому же, согласитесь, приятно осознавать, что Ваш авторский талант известен не только узкому кругу друзей, знакомых и родственников, но и подтвержден на государственном уровне официальным документом. Еще одним неоспоримым плюсом регистрации авторских прав является то, что зарегистрировать свои права на произведения Вы можете не только в Украине, но и в любой другой стране — таким образом, у Вас появится возможность представить Ваше произведение иностранной публике! Кстати, регистрация авторских прав существенно упрощает использование произведения — пользователи всегда будут знать, кто является автором произведения, а значит, смогут обратиться к автору за любой необходимой информацией.

При публикации произведения через издательство произведение обязательно регистрируется и ему присваивается международный стандартный номер книги ISBN. Аналогично происходит в случае публикации в сериальном издании, журнале (ISSN). Правда в этом случае регистрируется сам журнал.

Таким образом, регистрация произведений широко применяется в случае, отдельных изданий в рукописи, описания и даже музыкальные произведения. Эта многолетняя практика подтверждает полезность и практичность регистрации произведений, увеличивает шансы на успех в судебных спорах и охране их прав. Уменьшает затраты, связанные осуществлением юридическо-правовых формальностей (нотариальные заверения, аффидавиты и т.д.). Многие авторы при отстаивании своих прав в судебных и досудебных разбирательствах используют данные регистрации своих произведений в некоммерческих организациях. Такие данные подтверждают наличие объекта авторского права в объективном виде на момент регистрации. В этом случае оспорить авторские права можно только документальными данными о существовании этого произведения на более раннюю дату, чем дата данной регистрации.