На сегодняшний день очень часто распространены случаи нарушений в виде недобросовестной конкуренции, происходящих в сфере интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности не редко выступают предметом противоправных действий со стороны третьих лиц и соответственно нуждаются в определенной и квалифицированной правовой защите. Защита интеллектуальной собственности на законодательном уровне, так или иначе урегулированная, однако, нередко применяются отнюдь не присущие интеллектуальному праву, вспомогательные варианты защиты прав. Указанные варианты защиты исходят из основ защиты прав от недобросовестной конкуренции и подпадают под поле зрения органов Антимонопольного комитета Украины. Указанный орган, в последнее время, более часто принимает соответствующие меры по запрету незаконного использования интеллектуальной собственности с помощью законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

Право интеллектуальной собственности и недобросовестная конкуренция являются взаимосвязанными институтами, поскольку имеют одну международную правовую основу, а именно - Парижскую конвенцию 1883 года, которая установила базовые положения о защите от недобросовестной конференции в части охраны прав и защиты незарегистрированных обозначений. Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на основе равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращения, выявления и пресечения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, реагирования на проявления недобросовестной конкуренции являются приоритетными задачами Антимонопольного комитета Украины.

Незаконное использование интеллектуальной собственности всегда связано с действиями предприятия, способными вызывать смешение в отношении конкурента, его товаров или деятельности. Соответствующее смешивание может возникнуть вследствие нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, что может квалифицироваться как недобросовестная конкуренция.

Могут ли органы Антимонопольного комитета Украины содействовать в защите нарушенных прав интеллектуальной собственности? Ответ на этот вопрос следует искать в специальных законах: Законе Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» и Законе Украины «О защите экономической конкуренции».

Так, согласно статье 1 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» (далее – АМК) комитет является государственным органом со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок. Особенности специального статуса АМК обусловливаются его задачами и полномочиями, в том числе ролью в формировании конкурентной политики, и определяются указанным законом, другими актами законодательства и состоят, в частности, в специальных процессуальных основах деятельности АМК, определенных разделом VII Закона Украины «О защите экономической конкуренции» , определенных главой 6 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" и Правилами.

По предписаниям части первой статьи 40 Хозяйственного кодекса Украины, государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений осуществляются АМК в соответствии с его полномочиями, определенными законом. Перечень полномочий АМК, в частности, в сфере осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, определен в статье 7 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».

Как определено в частях 1, 2 статьи 2 Закона Украины "О защите экономической конкуренции", настоящим Законом регулируются отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля с субъектами хозяйствования; субъектов с другими субъектами хозяйствования, с потребителями, другими юридическими и физическими лицами в связи с экономической конкуренцией. Этот закон применяется к отношениям, которые влияют или могут повлиять на экономическую конкуренцию на территории Украины.

Согласно части первой, второй статьи 1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности. Недобросовестной конкуренцией являются действия в конкуренции, в частности, определенные Главами 2 - 4 настоящего Закона. В соответствии с частью первой статьи 4 настоящего Закона неправомерно использование имени, коммерческого (фирменного) наименования, торговой марки (знака для товаров и услуг), рекламных материалов, оформления упаковки товаров и периодических изданий, других обозначений без разрешения (согласия) субъекта хозяйствования , который начал использовать их или похожие на них обозначения в хозяйственной деятельности, что привело или может привести к смешению с деятельностью этого субъекта хозяйствования.

Положениями статьи 2 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» определено, что Закон применяется к отношениям, в которых принимают участие хозяйствующие субъекты в связи с недобросовестной конкуренцией, в том числе в случае совершения ими действий за пределами Украины, если эти действия могут иметь негативное влияние на конкуренцию на ее территории, если иное не установлено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Согласно подпункту 14.1.36 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины хозяйственная деятельность - это деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и проводимая таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности, по договорам комиссии, поручениям и агентским договорам. Недобросовестной конкуренцией, согласно статье 1 вышеуказанного Закона, есть любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности.

При наличии признаков нарушения законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, предусмотренного статьей 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», для установления факта нарушения органы АМК часто требуют информацию относительно использования объектов прав интеллектуальной собственности соответствующим субъектом хозяйствования и наличие охранных документов на этот счет, данные группы связанных с ответчиком лиц, контролирующих хозяйственную деятельность ответчика и другое.

Если спор между субъектами хозяйствования возникает в сфере конкурентного правоотношения, к предмету доказывания, применяемому АМК, входят обстоятельства, связанные с подтверждением документально факта использования чужого обозначения в хозяйственной деятельности; доказательство факта первенства заявителя в использовании обозначения в хозяйственном обращении и получение им репутации на определенном рынке; отсутствие разрешения лица, имеющего право на использование обозначения и право запрещать использование обозначения другим лицам; возможность смешивания товаров и деятельности нарушителя с товарами и деятельностью заявителя (т.е. осуществление хозяйственной деятельности на одном или смежном рынке территории Украины). Однако отсутствие доказательств относительно хотя бы одного составного признака правонарушения делает невозможным применение статьи 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» к тем правоотношениям, которые возникают в связи с использованием любого обозначения. При этом между соответствующими хозяйствующими субъектами хозяйствования обязательно наличие отношений конкуренции и/или намерения ответчика по антимонопольному делу относительно приобретения конкурентных преимуществ на соответствующем рынке.

Согласно выводов Верховного Суда, изложенных в постановлении от 18.08.2021 года по делу № 922/1966/18, указано о том, что согласно конкурентному законодательству, а именно: в соответствии со статьей 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» обозначение получает защиту в конкурентном отношении, а не как самостоятельный объект интеллектуальной собственности. Ключевым в данном случае является вопрос о добросовестности/недобросовестности использования субъектами хозяйствования такого обозначения в хозяйственной деятельности.

Очень много выводов АМК, воплощенных в соответствующие решения, сводятся к тому, что в случае наличия в действиях ответчика нарушения прав заявителя на объекты интеллектуальной собственности заявитель не лишена права обратиться в суд с соответствующим иском. При этом суды исходят из общего права человека на пользование результатами собственной деятельности и исключительной компетенции органов Антимонопольного комитета Украины в сфере защиты от недобросовестной конкуренции.

Согласно отчету Антимонопольного комитета Украины за 2020 год: Распоряжение Антимонопольного комитета Украины от 11.03.2021 № 7-рп. Официальный сайт Антимонопольного комитета. URL: ссылка  указано о детальном распределении прекращенных нарушений по типам, где: 147 ― недобросовестная конкуренция по которым1 , вводящий в заблуждение (ст. 151) и всего 13 – неправомерное использование чужих обозначений (ст. 4).

Органами Антимонопольного комитета было пресечено 147 нарушений Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции". Из них – 49 нарушений в виде недобросовестной конкуренции, в отношении которых Комитетом принято решение о наложении штрафных санкций, и 98 – действий, содержащих признаки таких нарушений, которые были прекращены в соответствии с предоставленными органами Комитета рекомендациями субъектам хозяйствования. Наиболее распространенными нарушениями в области недобросовестной конкуренции есть нарушения, предусмотренные ст. 15¹ Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», в виде распространения вводящей в заблуждение информации. К примеру: из общей суммы наложения штрафов всего 9% по ст. 4 - неправомерное использование обозначений и 85% по ст.15¹ - распространение вводящей в заблуждение информации.

Соглашаюсь с рядом выводов специалистов в области права о том, что неправомерное использование деловой репутации хозяйствующих субъектов является нарушением, предусмотренным как непосредственно конкурентным законодательством - Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», так и законодательством в сфере интеллектуальной собственности. Хотя законодатель и оперирует понятием «деловая репутация», его определение в законодательстве не приведено.

Объекты прав интеллектуальной собственности играют существенную роль в условиях рыночной экономики. Они являются важными активами многих субъектов хозяйствования и должны цениться так же, как коммерческая тайна, бизнес-стратегии, данные о производственных процессах, рынке, коммерции – все они потенциально подпадают под определенную модель защиты прав интеллектуальной собственности.

Таким образом, защита объектов прав интеллектуальной собственности путем обращения с соответствующим заявлением о нарушении прав от недобросовестной конкуренции в органы Антимонопольного комитета Украины является лишь одним из вариантов защиты. Однако на сегодняшний день такая стратегия в полной мере не защитит права интеллектуальной собственности и не приведет к конкретному результату, а может служить исключительно дополнительным элементом в дальнейшей судебной защите. Выводы (решения) органов АКМ в пользу заявителя могут служить дополнительными доказательствами при разрешении конкретного спора между субъектами хозяйствования.