Действующее законодательство Украины под импортом товаров определяет покупку (в том числе с оплатой в неденежной форме) украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров, с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины, включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами. Закон Украины «О ратификации Договора о зоне свободной торговли» импортом называет ввоз товара на таможенную территорию стороны без обязательства об обратном вывозе.

Таможенное законодательство Украины под импортом (таможенный режим импорта (выпуска для свободного обращения)) определяет таможенный режим, согласно которому иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных законами Украины на импорт этих товаров и выполнение всех необходимых таможенных формальностей выпускаются для свободного обращения на таможенной территории Украины.

Уже долгое время игроки оптового и розничного рынков торговли борются за право самостоятельного ввоза в Украину оригинальных товаров из-за рубежа. В процессе этой деятельности в таможенном процессе появилось неофициальное определение «параллельный импорт», под которым подразумевается ввоз на рынок страны оригинальных товаров, изготовленных правообладателем и введенных в оборот впервые в другой стране им же, или с его согласия. Такой импорт осуществляется без согласия владельца торговой марки (ТМ) на территории импорта. Другими словами - это ввоз на территорию Украины оригинальных товаров, компаниями которые легально закупили их в других странах, заплатив налоги и таможенные пошлины. Для компаний импортеров это дает равные возможности расширять ассортимент продукции, которая попадает на рынок Украины, а также обеспечивает конкурентную цену для покупателя. Однако, действующее законодательство Украины, все ровно обязывало участников рынка покупать многие товары только у официальных дистрибьюторов.

Последними изменениями в законодательстве было установлено, что меры по содействию защите прав интеллектуальной собственности не применяются к оригинальным товарам, изготовленных с согласия правообладателя. Указанные изменения в таможенном кодексе Украины сконцентрировали внимание таможни на борьбе с фальсификатом, так называемым серым импортом, поиском контрабанды, а также установлением субъектов хозяйствования замешанных в незаконных операциях.

Решением в этом вопросе стали изменения, внесенные в часть 3 статьи 397 Таможенного кодекса Украины, где было закреплено, что мероприятия по содействию защите прав интеллектуальной собственности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не применяются к оригинальным товарам, то есть товарам, которые были изготовлены с согласия правообладателя или товаров, изготовленных лицом, надлежащим образом уполномоченным правообладателем на производство определенного количества товаров, в том числе в количестве, превышающем оговоренную между этим лицом и правообладателем.

Основными участниками таких мероприятий, в контексте Таможенного кодекса Украины, являются субъекты хозяйственной деятельности (резиденты и нерезиденты), а так же таможенные органы - центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную таможенную политику, таможни и таможенные посты. К сопутствующим участникам, задействованным в импорте товаров, можно отнести правообладателей имущественных прав на объект интеллектуальной собственности, производителей оригинальной продукции, официальных дистрибьюторов, брокеров, поверенных, уполномоченных лиц по идентификации товаров, перевозчиков и др.

Рассмотрим несколько часто задаваемых вопросов вокруг понятия «параллельный импорт»:

 

1. Какая ответственность предусмотрена на законодательном уровне для пресечение параллельного импорта/контрафактной продукции.

Под товарами, которые подозреваются в нарушении прав интеллектуальной собственности законодатель определил: товары с признаками нарушения авторского права и смежных прав, прав интеллектуальной собственности на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, географические указания, сорта растений, компоновку полупроводниковых изделий, прав, предоставляемых по сертификатам дополнительной охраны на лекарственные средства и средства защиты растений; устройства, продукты или компоненты, предназначенные, изготовленные или адаптированные главным образом для обеспечения или облегчения обхода технологии, устройства или компонента, в обычном режиме функционирования предупреждают или ограничивают действия, не разрешенные правообладателем авторского права и смежных прав; любая форма или матрица, которая специально предназначена или адаптирована для производства товаров, являющихся предметом нарушения прав интеллектуальной собственности.

Стоит различать таможенные мероприятия, подпадающие под признаки неофициального определения «параллельный импорт» от законодательно закрепленных понятий и процедур перемещения контрафактной продукции.

Так, под контрафактными таврами Таможенный кодек Украины определяет товары, являющиеся предметами нарушения прав интеллектуальной собственности на торговую марку в Украине, на которых без разрешения содержится обозначение, тождественное с охраняемой в Украине торговой маркой отношении одного и того же вида товаров, или которое походит настолько, что его можно спутать с такой торговой маркой; товары, являющиеся предметами нарушения прав интеллектуальной собственности на географическое указание в Украине и содержат название или срок или описываются с помощью названия или термина, которые защищены таким географическим указанием; любая упаковка, этикетка, наклейка, брошюра, инструкция по эксплуатации, гарантия или иной документ такого типа, даже если они представлены отдельно, которые являются предметами нарушения прав интеллектуальной собственности на торговую марку или географическое указание, содержащие обозначение, название или срок, тождественны с охраняемой в Украине торговой маркой или географическим указанием или являющиеся похожими настолько, что их можно спутать с такой торговой маркой или географическим указанием и которые могут использоваться в отношении одного и того же вида товаров, в отношении которого охраняется торговая марка в Украине или географическое указание.

Таким образом, одним из основных различий между перемещением товара «параллельного импорта» и контрафактом является оригинальность товара, изготовленного правообладателем и введенным в официальный оборот.

На сегодняшний день можно выделить несколько способов препятствования параллельному импорту:

  • остановка пропуска через таможенную границу Украины.

Таможенный кодекс Украины позволяет правообладателям пользоваться специальным средством защиты благодаря таможенному реестр объектов права интеллектуальной собственности. Для внесения в реестр правообладатель должен предоставить подтверждение своих прав на ТМ, перечень т.н. официальных импортеров и лиц, импортирующих контрафакт, если они известны. Т.о. согласно ст. 399 ТКУ если лицо, импортирует товар, не указана в перечне официальных импортеров, а на товаре является ТМ, внесена в реестр, этот товар автоматически считается нарушает права.

  • судебное урегулирование.

В случае выявления нарушения прав таможенный орган приостанавливает их оформления на 10 рабочих дней. Правообладатель должен обратиться в суд с исковым заявлением в течение этого срока, иначе таможенное оформление товара будет возобновлено.

  • административная процедура таможенных органов (таможенные формальности).

Возможная ответственность:

  • уголовная: возможность применения ч.1 ст. 229 Уголовного кодекса Украины (незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара, или иное умышленное нарушение права на эти объекты, если это причинило материальный ущерб в значительном размере, -наказываются штрафом от одной тысячи до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.)
  • гражданско – правовая: защита прав на ТМ в соответствии со ст. 20 Закона Украины «Об охране прав на торговые марки», Гражданским кодексом Украины, Хозяйственного кодекса Украины. Применение санкций в судебном порядке, взыскание материального и морального вреда. (Исключительное право владельца ТМ запрещать другим лицам использовать знак не распространяется на использование знака для товара, введенного в оборот с его согласия, при условии, что владелец ТМ не имеет веских оснований запрещать такое использование в связи с последующей продажей товара.)
  • административная: со стороны органов Антимонопольного комитета Украины, в соответствии с Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» по заявлению правообладателя, с учетом административных формальностей.
  • Международные судебные санкции по средствам разбирательства в Европейском суде справедливости (Суд Европейского союза), возможные основания: несоблюдение режима хранения вследствие чего ухудшается качество товара и изменение оригинальной упаковки товара. Практика редкая в применении и носит характер ответственности в запрещении.

2. Могут ли таможенные органы приостанавливать все последующие поставки от неавторизованного продавца, и как «параллельный импорт» регламентирован в международном праве.

В соответствии с положениями ч.ч. 1-3 статьи 397 Таможенного кодекса Украины, к товарам, подозреваемых в нарушении прав интеллектуальной собственности, таможенные органы применяют такие меры по содействию защите прав интеллектуальной собственности: 1) приостановление таможенного оформления товаров на основании данных таможенного реестра объектов права интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с законом, в соответствии со статьей 399 настоящего Кодекса; 2) приостановления таможенного оформления товаров по инициативе таможенного органа в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса; 3) уничтожение товаров, таможенное оформление которых приостановлено по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса; 4) приостановление таможенного оформления и уничтожения небольших партий товаров, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях, в соответствии со статьей 401-1 настоящего Кодекса; 5) изменение маркировки на товарах и их упаковке в соответствии со статьей 402 настоящего Кодекса.

Мероприятия по содействию защите прав интеллектуальной собственности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не применяются к: 1) оригинальным товарам, то есть товарам, которые были изготовлены с согласия правообладателя или товаров, изготовленных лицом, надлежащим образом уполномоченным правообладателем на производство определенного количества товаров, в том числе в количестве, превышающем оговоренную между этим лицом и правообладателем; 2) личным вещам; 3) товарам, которые ввозятся гражданами на таможенную территорию Украины в ручной клади и / или в сопровождаемом багаже для собственного использования и не предназначены для производственной или иной предпринимательской деятельности, суммарная фактурная стоимость и / или вес которых не превышает ограничений, установленных частью первой статьи 374 настоящего Кодекса.

Статьей 17 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 года N 959-XII установлено, что импорт товаров, перемещаемых с нарушением прав интеллектуальной собственности запрещен.

Статьей 257 Таможенного кодекса Украины определено, что декларирование осуществляется путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах, а также сведений, необходимых для осуществления их таможенного контроля и таможенного оформления.

Таким образом, Украина, в последнее время, быстрыми темпами начало совершенствовать свое таможенное законодательство под требования и стандарты, установленные международным правом.

Что касается международной практики и законодательства стоит отметить соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), определяющее минимальные стандарты и правила защиты интеллектуальной собственности. Участники ВТО обязаны принимать и применять законы для соответствия этим стандартам.

Соглашение ТРИПС вступило в силу в действие в 1995 году и было подписано странами, которые являются передовыми по количеству транснациональных компаний. Положения ТРИПС охватывают ряд вопросов интеллектуальной собственности, включая авторское право, торговые марки и патенты. Они также предусматривают, что споры между странами по этим вопросам должны осуществляться с использованием механизмов и процедур ВТО по разрешению споров.

В настоящее время у наименее развитых стран, в том числе и Украины, есть время для принятия и применения законов о защите прав интеллектуальной собственности на основе международных нормативно – правовых актов, а до этого, они обязаны признавать, защищать или применять патенты на продукцию в соответствии с правилами ВТО.

Кроме этого стоит отметить, что среди прочего требования ВТО касаются обязательного лицензирования и параллельного импорта, хотя многие транснациональные компании и правительства развивающихся стран выступают против их применения так как считаю, что такие мероприятия подрывают возможности правообладателя получать честную прибыль от продажи продукции, которую они разработали.

В международном аспекте параллельный импорт: Parallel Imports (Parallel Importation) является еще одним потенциально полезным механизмом в рамках ТРИПС для расширения доступа к товарам в развивающихся странах, когда речь идет об импорте и перепродаже продукции, запатентованной в стране импортере, и законно рекламируемой или продаваемой в стране экспортере, без согласования с патентодержателем. Так соглашением ТРИПС определено, что никакие положения данного соглашения не могут быть использованы против страны-члена ВТО за разрешение на параллельный импорт, осуществляемый в соответствии с местными законами страны. И в этом направлении, с учетом существенных изменений в законодательстве, Украина гораздо преуспела среди стран СНГ и Восточной Европы.

3. Юридическая ответственность для продавца, осуществляющего ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя.

Согласно требований законодательства продавцом является субъект хозяйствования, который согласно договору, реализует потребителю товары или предлагает их к реализации. Продавцом в контексте таможенного законодательства может выступать физическое и юридическое лицо, а также государство в контексте международной торговли.

Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности" под понятием субъекта внешнеэкономической деятельности, можно считать: физических лиц - граждан Украины, иностранных граждан и лица без гражданства; юридических лиц, зарегистрированных в Украине или капитал которых полностью в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности; объединения физических, юридических, физических и юридических лиц; структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности и др.

Права и обязанности продавца продукции в контексте таможенного права регламентированы национальным и международным законодательством, а также условиями договорных отношений, которые согласованы сторонами сделки.

Однако в контексте таможенных правоотношений и таможенных формальностей понятия продавца и покупателя являются взаимозаменяемыми в процессе импорта товара с целью дальнейшей реализации на территории Украины.

Юридическая ответственность для продавца, осуществляющего ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя может быть:

  • уголовная (ч.1 ст. 229 Уголовного кодекса Украины);
  • граждансок – правовая (в судебном порядке);

Пунктом 4 статьи 266 Таможенного кодекса Украины предусмотрено, что в случае самостоятельного декларирования товаров, транспортных средств коммерческого назначения декларантом предусмотренную этим Кодексом ответственность за совершение нарушения таможенных правил в полном объеме несет декларант.

Каждый факт незаконности действий и нарушения таможенного законодательства должен быть доказан и обоснован надлежащими доказательствами либо в судебном порядке.

4. Процедура включения товарного знака в ТРОИС (таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности) (стоимость, сроки, условия, необходимые документы).

30 июня 2020 года вступили в силу два приказа Министерства финансов Украины (№281 и №282 от 09.06.2020 г.), направленные на совершенствование защиты прав интеллектуальной собственности (далее - ПИС) на таможне. После вступления в силу Закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно защиты прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины» принятие этих приказов является следующим шагом в дальнейшей имплементации положений регламентов ЕС, осуществляется в рамках выполнения обязательств по ст. 84 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в частности, регламентом Комиссии (ЕС) №1891 / 2004 от 21 октября 2004, который устанавливает правила для имплементации регламента Совета (ЕС) №1383/2003 от 22 июля 2003 по таможенным действий против товаров, подозреваемых в нарушении отдельных прав интеллектуальной собственности, и необходимые меры против товаров, нарушающих такие права.

Приказ №282 содержит довольно много нововведений, которые заявители должны иметь в виду при регистрации объектов ПИС в таможенном реестре и их дальнейшем защите.

Заявление о регистрации объекта ПИС в таможенном реестре может быть подана с целью регистрации в таможенном реестре таких объектов ПИС как:

  • объекты авторского права и смежных прав,
  • изобретения,
  • промышленные образцы,
  • товарные знаки,
  • географические указания, сорта растений, компоновку полупроводниковых изделий.

Так, заявитель - правообладатель, самостоятельно или через уполномоченного им представителя в установленном порядке подает заявление о регистрации объекта ПИС в таможенном реестре или о продлении срока регистрации объекта ПИС в таможенном реестре.

Важно отметить, что в заявлении так же необходимо указать: лицо, уполномоченное по вопросам, связанным с содействием защиты прав интеллектуальной собственности, лицо, уполномоченное по вопросам идентификации товаров.

Специалисты нашей компании могут быть Вашими представителями по доверенности при подачи соответствующих заявлений, а также быть лицами, уполномоченными Вами по вопросам, связанным с содействием защиты прав интеллектуальной собственности и по вопросам идентификации товаров.

Регистрация объектов ПИС в таможенном реестре и ведения таможенного реестра предусматривает:

  • регистрацию заявления и рассмотрение;
  • регистрации объекта ПИС в таможенном реестре путем внесения в таможенный реестр предоставленной информации и документов;
  • предоставление отказа в регистрации объекта ПИС в таможенном реестре;
  • исключения объекта ПИС из таможенного реестра;
  • внесении изменений и/или дополнений к информации и/или документов таможенного реестра;
  • продлении срока регистрации объекта ПИС в таможенном реестре;
  • обнародования информации об объектах ПИС, зарегистрированных в таможенном реестре.

Действия, по регистрации объектов ПИС, а также контроль по регистрации со стороны контролирующего органа осуществляться специалистами компании после заключения соответствующего договора.

Правообладатель, имеющий основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу Украины нарушаются или могут быть нарушены его права на объект ПИС, имеет право бесплатно подать в Гостаможслужбу заявление о регистрации объекта ПИС в таможенном реестре.

Заявитель отвечает за предоставление им недостоверной информации в заявлении и прилагаемых к нему документах, в том числе, предоставленные в ответ на запрос структурного подразделения Гостаможслужбы.

В случае возникновения сомнений в подлинности документа, который подается вместе с заявлением о регистрации объекта ПИС в таможенном реестре, или достоверности сведений, содержащихся в нем, структурное подразделение Гостаможслужбы может обратиться в орган, предприятия, учреждения, организации, выдавшего такой документ, с запросом о проведении его проверки или предоставления дополнительных сведений.

В случае если заявление о регистрации объекта ПИС в таможенном реестре подается по объекту ПИС, имущественные права на который принадлежат лицу - резиденту Украины, и производителем оригинальных товаров, содержащих такой объект, является нерезидент, расположенный за пределами Украины, заявитель вместе с заявлением о регистрации объекта ПИС в таможенном реестре подает копии документов, на основании которых такой производитель товаров использует объект ПИС, имущественные права на который принадлежат лицу - резиденту Украины.

Для заполнения заявления правообладатель либо уполномоченное им лицо обязательно указывает данные серии (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика в соответствии с законом, и для нерезидентов), информацию о каждом участнике внешнеэкономической деятельности у отдельно.

Таким образом, любые действия, связанные с импортом товаров в Украину, его проверкой и оформлением, требует индивидуального подхода и возможность изучения всех рисков, которые предписаны действующим законодательством. А в процессе выполнения мероприятий по содействию защиты прав интеллектуальной собственности важно обращать внимание на все детали и регламентирующие требования, в установлении которых могут помочь только специалисты с определенным опытом в этой сфере. Не стоит забывать, что у каждого правила есть и исключение, а поэтому именно индивидуальный подход к каждой конкретной операции по импорту должен проходить экспертную оценку и законодательный анализ, для предотвращения возможного злоупотребления со стороны контролирующих органов в дальнейшем.