Согласно ч. 1 ст. 397 ТКУ органы доходов и сборов способствуют защите прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами Украины. Для этих целей центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующую государственную налоговую и таможенную политику, согласно ч. 1 ст. 398 ТК Украины ведет таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с законом на основании заявлений правообладателей.

Порядок регистрации в таможенном реестре объектов ПИС, охраняемых в соответствии с законодательством, включая форму заявления, перечень информации и документов, прилагаемых к заявлению, порядок представления и рассмотрения заявления и внесения информации в таможенный реестр утвержден Приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 №648 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 09.06.2020 №282).

Согласно указанному Порядку, меры содействия - предусмотренные частью первой статьи 397 ТКУ меры по содействию защите ПИС, применяемые к товарам, подозреваемым в нарушении ПИС; заявление о регистрации объекта ПИС в таможенном реестре - заявление о содействии защиты надлежащих правообладателю имущественных прав на объект ПИС, которая подается по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, в соответствии со статьей 398 Кодекса с целью регистрации такого объекта в таможенном реестре.

Однако на практике происходит много выпадов об отказе в регистрации или продлении срока регистрации объекта ПИС в таможенном реестре со стороны таможенных органов.

Адвокаты нашей компании сформировали мощную практику по спорам с таможенными органами и создали первые законодательные прецеденты на стороне заявителей – физических или юридических лиц. Давайте разберемся.

Так обжалованию подлежат любые неправомерные решения субъекта властных полномочий – Государственной таможенной службы Украины. Такими властными решениями могут быть: решение об отказе в регистрации объекта ПИС в таможенном реестре, решение об отказе в продлении срока регистрации объекта ПИС в таможенном реестре, решение об отказе во внесении изменений и/или дополнений к информации о зарегистрированном объекте ПИС и другие.

Указанные решения оформляются соответствующими письмами – сообщениями со стороны таможни.

Так регистрация объектов ПИС в таможенном реестре и ведение таможенного реестра предусматривает: предоставление отказа в регистрации объекта ПИС в таможенном реестре.

Основания отказ в регистрации объекта ПИС в таможенном реестре предусмотрены требованиями Порядка регистрации в таможенном реестре охраняемых объектов права интеллектуальной собственности в соответствии с законом, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 № 648 (в редакции приказа Министерства финансов Украины 09.06.2020 № 282) (далее по тексту – Порядок).

Об отказе в регистрации объекта ПИС в таможенном реестре или при регистрации отдельного (отдельных) объекта(ов) ПИС в таможенном реестре (в случае подачи одного заявления о регистрации объекта ПИС в таможенном реестре для регистрации в таможенном реестре двух или более объектов ПИС) СП Гостаможслужбы уведомляет письменно (бумажным или электронным документом) заявителя с мотивированным обоснованием причин такого отказа или регистрации не всех объектов ПИС, поданных в одном заявлении о регистрации объекта ПИС в таможенном реестре. Об отказе в внесении изменений и/или дополнений к информации относительно зарегистрированного объекта ПИС с мотивированным обоснованием причин такого отказа СП Гостаможслужбы сообщает заявителя письмом в бумажной форме или в виде сканированной копии средствами электронной связи или в электронной форме посредством средств информационно- телекоммуникационных систем Гостаможслужбы с соблюдением требований законодательства в сфере защиты информации, электронных доверительных услуг и электронного документооборота. Об отказе в продлении срока регистрации объекта ПИС в таможенном реестре или исключении объекта ПИС из таможенного реестра СП Гостаможслужбы сообщает письменно (бумажным или электронным документом) заявителя с мотивированным обоснованием причин такого отказа или исключения.

Законодательством установлено, что каждое лицо имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы.

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. В то же время согласно ч. 2 настоящей статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.

Согласно части второй статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Украины по делам об обжаловании решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий административные суды проверяют, приняты ли они, в частности: обоснованно, то есть с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для принятия решение (совершение действия); беспристрастно (беспристрастно); добросовестно; благоразумно; с соблюдением принципа равенства перед законом, предотвращая все формы дискриминации; с учетом права человека на участие в процессе принятия решения.

Как отмечено в статье 424 Гражданского кодекса Украины, имущественными правами интеллектуальной собственности являются: право на использование объекта права интеллектуальной собственности; исключительное право разрешать использование объекта права интеллектуальной собственности; исключительное право препятствовать неправомерному использованию объекта права интеллектуальной собственности, в том числе запрещать такое использование; другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

Согласно ст. 418 ГК Украины право интеллектуальной собственности незыблемо. Никто не может быть лишен права интеллектуальной собственности или ограничен в его осуществлении, кроме случаев, предусмотренных законом.

Безосновательные отказы в регистрации объекта ПИС в таможенном реестре, в продлении срока регистрации объекта ПИС в таможенном реестре, во внесении изменений и/или дополнений к информации относительно зарегистрированного объекта ПИО и другие незаконно лишают заявителя надлежащего права осуществлять защиту своих прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины.

Множество отказов основывается исключительно на субъективных предположениях, которые не подтверждены ни одним нормативным документом. Специалисты таможенной службы не имеют права ссылаться на источники без надлежащего документального подтверждения своих выводов. Толкование норм закона, анализ открытых источников должно применяться на основании достоверной и надлежащей информации, а не на субъективных предположениях должностных лиц. Следует также добавить, что возникновение сомнений или подозрений должно быть подкреплено законодательно, с указанием причинно-следственной связи поскольку в противном случае возникновение сомнений или подозрений подпадает исключительно под субъективную оценку, которая может ни на чем базироваться.

Должностные лица Государственной таможенной службы Украины не являются экспертами в понимании Закона Украины "О судебной экспертизе" и Закона Украины "О научной и научно-технической деятельности", поэтому не могут давать соответствующие выводы о распространении прав или установлении фактов.

Учитывая приведенное и исходя из несоблюдения специалистами таможни критериев, определенных в части второй статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Украины, очевидно вывод, что большинство соответствующих решений Государственной таможенной службы Украины не соответствуют положениям Правил и фактическим обстоятельствам, являются противоправными.

Надлежащая юридическая практика по признанию решений Государственной таможенной службы Украины незаконными начала формироваться только недавно и уверенно двигается в сторону прекращения нарушений и восстановления прав заявителей.

Вместе с требованиями о признании противоправным и отменить решение Государственной таможенной службы Украины, оформленное соответствующим письмом, рекомендуем обязывать Государственную таможенную службу Украины восстанавливать Ваши права путем проведения надлежащих регистрационных действий.

Подготовка соответствующих исковых заявлений и требований имеет свою специфику и нюансы, так что в случае подобных ситуаций советуем Вам обращаться к адвокатам нашей компании.

На печать