Данная статья рассматривает процедуру внесения объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в Таможенный реестр Украины; перспективы и трудности, связанные с защитой ОИС при перемещении через таможенную границу. Также акцентировано внимание на затратах правообладателей при использовании ОИС, в частности, связанные с постановкой в Таможенный реестр.

1. Трудности реализации прав на ОИС

Условно говоря, в практике работы с объектами интеллектуальной собственности (ОИС) упрощенно выделяют два этапа: первый этап - это по своей сути стратегический этап, связанный с приобретением прав на ОИС, который называют охрана ОИС и второй этап - это по своей сути тактический этап, связанный с реализацией прав на ОИС, который называют защита ОИС.

На первом этапе формируется патентный портфель правообладателя, который пополняется новыми ОИС либо из него извлекаются ОИС. Извлечение ОИС из патентного портфеля может осуществляться по разным причинам - продажа ОИС, несвоевременное поддержание прав на ОИС из-за отсутствия целесообразности их дальнейшего использования, признание прав на ОИС недействительными в судебном порядке, большие затраты, связанные с поддержанием прав на ОИС, т.к. поддержание прав на ОИС достаточно затратная процедура.

После формирования патентного портфеля ОИС условно наступает второй этап по их реализации и введению в коммерческий оборот с целью извлечения выгод и преимуществ на рынке. Для этого проводятся мероприятия по подготовке к введению ОИС на рынок, мероприятия по обеспечению рекламной компании, разработка лицензионных договоров и прочее. Выявление подделок, нарушителей, либо потенциальных нарушителей и последующая с ними работа осуществляется различными способами.

Из вышеупомянутой схемы по реализации патентной стратегии и тактики очевидно, что использование ОИС связано с большими накладными расходами правообладателя. Так как, в первую очередь, образованию ОИС предшествует проведение научно-исследовательских работ, что является хлопотным и затратным мероприятием. После чего не менее хлопотными мероприятиями являются процессы выявления ОИС и приобретения на них прав с учетом проведения исследований на рынке для выявления на нём потребностей и поддержание постоянных контактов с потенциальными потребителями ОИС.

Увеличение накладных расходов по использованию ОИС приводит к уменьшению эффективности их использования и, соответственно, к уменьшению мотивации по их охране, особенно мелкими и средними предприятиями и предпринимателями, а это неизбежно приводит к концентрации патентов в одних руках, образованию и усилению монополий, которые могут злоупотреблять ОИС. Это, в свою очередь, не способствует развитию общества, а также может привести к порочной практике - практике идти вторыми за собственниками ОИС с тем, чтобы в итоге заполучить изобретения и накопленный опыт [1], ведь проще незаконно использовать уже созданные ОИС, "чем дорого заплатить" за свои собственные разработки.

Из вышеуказанного очевидно, что привлечение и стимулирование компаний, особенно мелких и средних предприятий и предпринимателей, для создания и использования ОИС, с целью поддержания высокого уровня конкуренции среди компаний в этой области, а также с целью обеспечения развития общества, является одной из приоритетных задач государства и общества.

Поэтому государство должно постоянно думать о путях увеличения заинтересованности использования ОИС. Одним из таких путей, который также обеспечивает оперативное выявление подделок (контрафактных товаров), потенциальных нарушений и нарушителей ОИС, обеспечивает предупредительный характер воздействия на компании, работающие на рынке, является использование Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) или сокращенно Таможенный реестр (ТР).

Таможенный реестр был создан согласно Положения о порядке регистрации и перемещения через таможенную границу Украины товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 апреля 2001г. № 412.

В последующем утверждено Постановление №622 от 13.04.2007г., которое было отменено, и утверждено Постановление №648 от 22.06.2012г. ТРОИС создается и регулируется государством, при этом государство частично возлагает на себя, в лице своих уполномоченных органов, функции по предупреждению и выявлению незаконного использования ОИС при перемещении товаров во время таможенного оформления.

ТРОИС представляет собой базу данных, содержащую сведения о дате включения ОИС в ТР, сроке его регистрации, названии, об охранном документе, собственнике (лицензиата).

В соответствии со ст. 398 Таможенного кодекса Украины правообладатель, имеющий основания считать, что при перемещении товаров через таможенную границу Украины нарушаются или могут быть нарушены его права на объект права интеллектуальной собственности, имеет право подать в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, заявление о содействии защите принадлежащих ему имущественных прав на объект интеллектуальной собственности путем внесения соответствующих сведений в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с законом. Порядок регистрации ОИС в ТРОИС, охраняемых в соответствии с законом, утвержден Приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 № 648, далее - Порядок.

Внесение ОИС в Таможенный реестр осуществляется по заявлению правообладателя ОИС или его представителя.

В соответствии с Порядком к заявлению прилагаются:

  • Выписка из соответствующего реестра ДП "Украинского института интеллектуальной собственности" (далее - Укрпатент) о регистрации в Украине ОИС, которая удостоверяет подлинность акта о такой регистрации на дату подачи заявления с указанием срока действия правовой охраны или сообщение ГСИСУ о действии в Украине правовой охраны прав интеллектуальной собственности на объекты, которые имеют международную регистрацию, или копия документа, удостоверяющего имущественные права интеллектуальной собственности на сорта растений в Государственном реестре прав интеллектуальной собственности на сорта растений;
  • Для объектов авторского права и смежных прав - документы и сведения, подтверждающие наличие указанных прав;
  • Описание объекта ОИС и товаров, его содержащие, который позволяет таможенному органу идентифицировать такой объект ОИС и товары и определить код товара согласно УКТ ВЭД. При регистрации запатентованных изобретений (полезных моделей) - описание способов и методов их идентификации в конкретных товарах; -
  • В случае подачи заявления лицом, действующим от имени владельца имущественных прав на ОИС в пределах предоставленных полномочий, - надлежащим образом оформленная доверенность или ее заверенная копия;
  • Образцы товаров, содержащих объект ОИС, или их фотографическое изображение.

Заявление и прилагаемые к нему материалы подаются в бумажном и электронном виде. В случае подачи заявления в электронном виде с электронной цифровой подписью правообладателя и электронных копий документов, заверенных электронной цифровой подписью правообладателя, Заявление и прилагаемые к нему материалы в бумажном виде не подаются.

В случае соответствия предоставленных заявления и материалов требованиям законодательства осуществляется регистрация соответствующего ОИС в Таможенном реестре путем внесения информации в электронном виде в Единую автоматизированную информационную систему Гостаможслужбы Украины.

Регистрация сведений об ОИС в Таможенном реестре осуществляется в течении 30 дней с момента подачи документов. От правильной подачи документов зависит решение соответствующего таможенного органа о внесении/не внесении ОИС в Таможенный реестр. Законодательством установлено два срока действия регистрации: 6 месяцев и 1 год. По требованию правообладателя указанные сроки могут быть продлены на 6 месяцев и 1 год соответственно.

При обнаружении нарушений прав ОИС во время проведения таможенного контроля, таможенные органы приостанавливают таможенное оформление товаров, которые содержат ОИС уже зарегистрированных в ТРОИС. Здесь действует принцип "ex officio", который заключается в возможности приостановления оформления товаров, содержащих ОИС, которые уже занесены в Таможенный реестр. Параллельно с этим таможенные органы направляют уведомление правообладателю зарегистрированных товаров с тем, чтобы он предпринял меры по защите свои прав.

В течение первых 10 рабочих дней после получения уведомления о приостановлении таможенного оформления товаров правообладатель обязан обратиться в соответствующий суд по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности и письменно проинформировать таможенный орган, который приостановил таможенное оформление таких товаров, о таком обращении.

В случае если в течение вышеупомянутых сроков правообладатель подаст таможенному органу, который приостановил таможенное оформление товаров, определение суда о запрете совершения определенных действий по делу о нарушении прав интеллектуальной собственности или иное решение по этому вопросу, вынесенное (принятое) другими уполномоченными государственными органами, такой таможенный орган продолжает приостановления таможенного оформления товаров на срок, установленный этими органами.

В случае если в течение вышеуказанных сроков нарушение прав интеллектуальной собственности будет подтверждено заключением экспертизы, то соответствующий таможенный орган возбуждает дело о нарушении таможенных правил, а товары, непосредственные предметы правонарушения - изымаются. Возмещение таможенным органам расходов, связанных с хранением этих товаров, осуществляется за счет правообладателя.

Таким образом, постановка товаров, содержащие ОИС, в Таможенный реестр открывает широкий спектр гарантий для правообладателя, даёт ему возможность контролировать процесс перемещения своих товаров интеллектуального характера через границы государства. Также, государство должно быть заинтересовано в охране и защите прав правообладателей и содействовать этому путём уменьшения затрат, связанных с поставкой ОИС в Таможенный реестр. Подобное обеспечит интересы, как правообладателя, общества, так и государства и приведёт к увеличению доходной части экономики.

2. Внесение ОИС в Таможенный реестр - процедура платная?!

Актуальным является вопрос, связанный с ценой постановки ОИС в Таможенный реестр.

До этого времени регистрация товаров, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, во время перемещения таких товаров через таможенную границу Украины (именно товаров, а не объектов права интеллектуальной собственности) была дорогим удовольствием (величина залога составляла 5 тыс. евро), что препятствовало постановке ОИС на таможенный контроль и это стимулировало поступление в Украину контрафактных товаров.

Сегодня же в европейской практике действует механизм, который привёл к определённым изменениям в национальном законодательстве. Его отличие заключается в том, что при перемещении через границу регистрируются не товары, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, а непосредственно сами эти объекты и создаётся соответствующий реестр ОИС. Это обеспечило внедрение действенного механизма защиты права интеллектуальной собственности во время таможенного оформления товаров, которые перемещаются через границу.

Национальное законодательство в части охраны интеллектуальных прав правообладателей полностью построено на Соглашении про торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и действующий Порядок регистрации в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, утверждённый Указом Минфина Украины от 30.05.2012 №648 также содержит положения, предусмотренные в ТРИПС.

Изменение принципов внесения ОИС в Таможенный реестр, однако, повлекло за собой необходимость урегулирования вопроса относительно сборов и пошлин, которые должны взиматься за внесение в Таможенный реестр именно объектов права интеллектуальной собственности, а также за продление срока регистрации в Таможенном реестре и внесение изменений в такой реестр, вопросов о предоставлении залога и т.д. Существует вероятность возврата к платной процедуре постановки в Таможенный реестр.

Так, разработан "Порядок предоставления залога или эквивалентной гарантии по возмещению расходов, связанных с действиями таможенных органов Украины относительно содействия защите прав интеллектуальной собственности", утвержден Приказом Министерства финансов Украины от 28.12.2011 № 1762 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 5 марта 2012 под № 361/20674.

Этот Порядок определял виды, размер и механизм предоставления залога или эквивалентной гарантии лицами, которым в соответствии с законодательством Украины принадлежат имущественные права на ОИС (далее - правообладатель), или их представителями для возмещения таможенным органам, владельцам складов временного хранения расходов на хранение товаров, таможенное оформление которых приостановлено, декларантам и другим лицам убытков в случаях, предусмотренных статьями 257 и 257-1 Таможенного кодекса Украины, а также механизм возврата залога.

Указом Министерства финансов от 20.07.2015г. № 653, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5.08.2015г. под № 949/27394, указ признан утратившим силу.

Таким образом, в настоящее время процедура постановки ОИС в Таможенный реестр является бесплатной, что способствует интенсивному росту регистрации ОИС в Таможенном реестре, тем самым снижая распространение и контрафактной продукции и повышая уровень правосознательности граждан, что способствует честной конкуренции и эффективной защите прав авторов и изобретателей.

В этом вопросе есть несколько нюансов. Во-первых, при внесении ОИС в Таможенный реестр правообладатель как реализует внутри национальной таможенной границы, так и экспортирует свои товары за границу государства для дальнейшего оборота, что в свою очередь приводит к увеличению налогооблагаемого дохода правообладателя, так как при защите прав правообладателя на таможенной границе он фактически получает монополию на реализацию своей продукции. Также, постановка ОИС в ТРОИС способствует честной конкуренции и снижению роста контрафактной продукции, распространению новой продукции за территории государства производства.

Во-вторых, нельзя не учитывать и тот факт, что бесплатная процедура привлекает не всегда добросовестных правообладателей, часто граждане злоупотребляют этим правом и засоряют Таможенный реестр общеизвестными объектами. Это затрудняет движение товаров добросовестных правообладателей и причиняет им ущерб. Однако и наличие значительного материального эквивалента как условия внесения ОИС в Таможенный реестр будет существенно тормозить регистрацию ОИС из-за нежелания правообладателей уплачивать денежную сумму за эту процедуру, т.к. она приводит к необоснованному росту цен и в конечном счете все затраты оплачивает конечный потребитель. Это, в свою очередь, приведёт к недобросовестной конкуренции и введению покупателей контрафактной продукции в заблуждение.

Действительно, уплата залога в размере 5 тыс. евро является нецелесообразным, т.к. не каждый правообладатель имеет подобную сумму и не всегда сам ОИС может принести такой доход. Более оправданным, на наш взгляд, представляется сумма в размере, к примеру, 500 грн. за подобную процедуру, которая охватывала бы пошлину за постановку и поддержание в Таможенном реестре.

Это, с одной стороны, не будет снижать интерес правообладателей в постановки ОИС в Таможенный реестр, а с другой стороны - отсеет недобросовестных правообладателей.

Источники информации:
  1. The Economist, 19.06.1954