Правообладатель, имеющий основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу Украины нарушаются или могут быть нарушены его права на объект права интеллектуальной собственности (ОИС), имеет право подать в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику (по простому – таможенный орган Украины), заявление о содействии защиты принадлежащих ему имущественных прав на ОИС с целью регистрации ОИС в таможенном реестре Украины.

Порядком применения мер по содействию защиты прав ОИС и взаимодействию таможенных органов с правообладателями, декларантами и другими заинтересованными лицами,  внедрен единый подход и правила применения мер по содействию защите прав ОИС между таможенными органами, правообладателями и декларантами.

Действие распространяется на товары, которые подозреваются в нарушении прав ОИС, и в случае, если: перемещаются гражданами на таможенную территорию Украины или за ее пределы; ввозятся предприятиями на таможенную территорию Украины (в том числе в целях транзита) или вывозятся за пределы таможенной территории Украины; помещаются предприятиями или гражданами в таможенные режимы импорта, реимпорта, экспорта, реэкспорта, временного ввоза, временного вывоза, таможенного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории, переработки за пределами таможенной территории.

Что касается товаров, которые подозреваются в нарушении прав ОИС и не подпадают под случаи, когда такие меры не применяются, таможенные органы применяют меры содействия, в том числе путем взаимодействия с правообладателями, декларантами и другими заинтересованными лицами.

Установление и выявление товаров, подозреваемых в нарушении прав ОИС, осуществляет таможенный орган путем сопоставления информации о предъявленных товарах с данными таможенного реестра о признаках: товаров, подозреваемых в нарушении прав интеллектуальной собственности, контрафактных, пиратских товаров; оригинальных товаров; путем взаимодействия с правообладателем в случае применения мер содействия в соответствии со статьей 400 Кодекса; путем использования дополнительных информационных ресурсов в пределах, не противоречащих законодательству.

Согласно ст. 399 Таможенного кодекса Украины в случае если таможенный орган на основании данных таможенного реестра охраняемых в соответствии с законом ОИС выявляет признаки нарушения прав ОИС в отношении товаров, предъявленных к таможенному контролю и таможенному оформлению, их таможенное оформление приостанавливается , а товары подлежат размещению на складе этого органа. Решение о приостановлении таможенного оформления товаров сроком до 10 рабочих дней и в случае необходимости продления этого срока не более чем на 10 рабочих дней принимает руководитель таможенного органа или его заместитель. В день принятия решения о приостановлении таможенного оформления товаров таможенный орган средствами факсимильной и/или электронной связи сообщает правообладателя о факте предъявления этих товаров к таможенному оформлению, а декларанта - о причинах приостановки их таможенного оформления, а также сообщает декларанту наименование и адрес правообладателя. В сообщении правообладателю указываются: таможенное оформление каких именно товаров приостановлено, их количество, причины и сроки приостановки, наименование и адрес владельца товаров, а также другая необходимая информация.

Таможенный орган принимает меры по приостановке по собственной инициативе таможенного оформления товаров, содержащих охраняемые в соответствии с законом объекты права интеллектуальной собственности исключительно при условии наличия сведений о правообладателе. В случае приостановки по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, такие товары могут быть уничтожены под таможенным контролем без необходимости установления нарушения прав интеллектуальной собственности.

Уничтожение товаров осуществляется путем помещения их в таможенный режим уничтожения или разрушения в соответствии с ТКУ. Организация и оплата процедуры уничтожения, включая стоимость хранения, перевозки, уничтожения, оформление документов и другие расходы, связанные с соблюдением таможенного режима уничтожения или разрушения, осуществляются за счет правообладателя и под его ответственность.

При осуществлении контроля над перемещением через таможенную границу Украины товаров, содержащих объекты права интеллектуальной собственности, таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами, уполномоченными в сфере защиты права интеллектуальной собственности, в порядке, определенном законодательством Украины.

Однако на практике происходит много выпадов по поводу отказа в регистрации или продлении срока регистрации объекта ПИО в таможенном реестре со стороны таможенных органов. Отметим, что обжалованию подлежат любые неправомерные решения субъекта властных полномочий – Государственной таможенной службы Украины. Такими властными решениями могут быть: решение об отказе в регистрации объекта ПИО в таможенном реестре, решение об отказе в продлении срока регистрации объекта ПИО в таможенном реестре, решение об отказе во внесении изменений и/или дополнений к информации о зарегистрированном объекте екта ПИО и другие. Указанные решения оформляются соответствующими письмами – сообщениями со стороны таможни.

Законодательством установлено, что каждое лицо имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы.

Безосновательные отказы в регистрации объекта ПИИ в таможенном реестре, в продлении срока регистрации объекта ПИИ в таможенном реестре, во внесении изменений и/или дополнений в информацию о зарегистрированном объекте ПИО и другие незаконно лишают заявителя надлежащего права осуществлять защиту своих прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины. Многие отказы основываются на исключительно субъективных предположениях, не подтвержденных ни одним нормативным документом. Специалисты таможенной службы не имеют права ссылаться на какие-либо источники без надлежащего документального подтверждения своих выводов.

Отдельно отметим, что меры содействия не применяются к: оригинальным товарам, то есть товарам, изготовленным с согласия правообладателя, или товарам, изготовленным лицом, должным образом уполномоченным правообладателем на производство определенного количества товаров, в том числе в количестве, превышающем оговоренное между этим лицом и правообладателем; личных вещей; товаров, ввозимых гражданами на таможенную территорию Украины в ручной клади и/или в сопровождаемом багаже ​​для собственного использования и не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, суммарная фактурная стоимость и/или вес которых не превышает ограничений, установленных частью первой статьи 374 Кодекса.

Некоторые предприниматели и компании создают собственные схемы ввоза товаров в страну, минуя решения их производителей. Так, субъекты хозяйствования пользуются разрешением на так называемый параллельный импорт – ввоз без согласия правообладателя ОИС.

Параллельный импорт – это ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Этот механизм называется параллельным, поскольку импорт идет одновременно со снабжением от официальных дилеров. При нем компании, занимающиеся розничной продажей товаров широкого потребления, покупают товары не в своей стране, а у небольших зарубежных компаний, которые сами уже закупались у производителя. Параллельный поток может исходить как из страны-производителя, так и через третьи страны. В первую очередь по параллельному импорту будет завозиться известная бытовая техника и электроника, косметика, парфюмерия и одежда.

Таким образом, одним из эффективных законодательно установленных механизмов защиты инвестиций для собственников бизнеса является использование объектов прав интеллектуальной собственности в их деятельности, поскольку владение имущественными правами интеллектуальной собственности позволяет не только их использовать, но и предоставляет исключительное право разрешать такое использование другим лицам и препятствовать неправомерного использования, в том числе запрещать такое использование.