Стартап (от англ. start-up - запускать) - компания с короткой историей операционной деятельности, только появившаяся на рынке или планируемая к запуску.

Следуя общемировой тенденции, Украина сейчас переживает бум стартап движения. Новые проекты массово появляются и развиваются в бизнес-инкубаторах или самостоятельно, но выживут и окрепнут лишь единицы. Естественными врагами стартапов являются маркетинговая неактуальность, слабая организация, дефицит финансирования и отсутствие защиты от конкурентов.

Защита от конкурентов подразумевает монополизацию своих прав на технические или графические решения стартапа, которые являются его "ядром" и обеспечивают его индивидуальность и жизнеспособность. Поэтому коммерциализации предшествует разработка грамотной IP-стратегии (Intellectual Property-интеллектуальная собственность), где стартап рассматривается как набор объектов интеллектуальной собственности.

Зачем стартапу патентование?

Получение патентов на технологию или продукт является неотъемлемой частью коммерциализации стартапа. При этом патенты выступают как гарантией сохранения ваших прав, как и способом защиты от патентного троллинга (патентный тролль - физическое или юридическое лицо, специализирующееся на предъявлении патентных исков), способного погубить даже внешне крепкий и жизнеспособный стартап.

Патентный поиск, проводимый на самом первом этапе патентования, может уберечь вас от нарушения уже существующих патентов, о которых вы могли не знать, считая свою идею уникальной. Вовремя внесенные в ваш проект незначительные изменения на ранней стадии помогут избежать его краха в дальнейшем, так как в принципе, любой патент можно обойти, видоизменив защищенные признаки патентной формулы.

В случае, если ваш стартап не самофинансируемый, а предполагает поиск инвесторов, наличие патентов придаст вес и серьезность вашему стартапу в глазах инвестора и снизит ваши риски и страхи в отношении недобросовестных действий со стороны инвестора.

Перечислим преимущества патентования стартапов:

  1. Защита вашей технологии или продукта от копирования и коммерческого воспроизводства конкурентами.
  2. Снижение риска патентного троллинга.
  3. Возможность передачи прав третьим лицам (лицензии, переуступка прав).
  4. Облегчает поиск инвесторов и регулирует взаимоотношения с ними.

Что патентовать?

Патентование - процедура непростая и небыстрая, поэтому к выбору объектов патентования надо подходить с умом. Патентовать нужно ключевые технологии, определяющие инновационную и коммерческую ценность стартапа и у которых могут довольно быстро появиться конкуренты. Для этого разделим стартап на составляющие и рассмотрим патентоспособность каждой из них.

1) Идея

2) Техническая часть

3) Графическая часть

4) Текстовая часть

5) Аудиозвизуальная часть

1. Идея стартапа

Начнем с идеи. Это самое ценное, что есть у вашего стартапа, именно она не давала вам спать по ночам, и именно на нее вы возлагаете все свои надежды о светлом будущем. К сожалению, именно идею запатентовать нельзя. Вы можете описать идею стартапа в письменном виде, и тогда она станет объектом авторского права в качестве произведения, а за вами свидетельством будет закреплено авторство и приоритет.

2. Техническая часть стартапа

Если ваш стартап основан на разработке и внедрении какого-либо инновационного продукта, процесса или устройства, то вы можете запатентовать его как изобретение или полезную модель.

Чтобы стать объектом патентного права, используемое в вашем стартапе техническое решение должно быть патентоспособным, т.е. соответствовать трем обязательным критериям:

1. Новизна

2. Изобретательский уровень

3. Промышленная применимость

Отличием полезной модели от изобретения являются отсутствие изобретательского уровня технического решения. Подробнее патентование изобретений и полезных моделей мы рассмотрим далее.

Если используемые в стартапе алгоритмы, методы и процессы не имеет инновационной ценности, но защитить их каким-то способом все-таки хочется, то вы можете получить авторское свидетельство на исходный код, базы данных и письменное описание алгоритмов, методик.

Если речь идет об IT-стартапе, то вам нужно внимательно изучить Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" и Постановление Кабинета Министров Украины "О государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение", чтобы понимать, что исходный программный код сайта и базы данных могут быть защищены авторским свидетельством, но не запатентованы как изобретение или полезная модель.

3. Графическая часть стартапа

Графическая часть стартапа это его лицо, непосредственно повернутое к потребителям, от которых в конечном итоге зависит успех всего проекта. Сюда относятся логотип, графические элементы, шрифты и макеты сайта, печатная продукция, фотографии, иллюстрации и изображения.

Логотип стартапа может быть зарегистрирован и как товарный знак (торговая марка), и как промышленный образец. Графические элементы и печатная продукция получают охрану как промышленные образцы. Оригинальные авторские фотографии, иллюстрации и изображения становятся авторскими произведениями под защитой авторского права.

4. Текстовая часть стартапа

Текстовая часть стартапа это его название, доменное имя и текстовое наполнение онлайн и оффлайн носителей идеи. Название и доменное имя в зоне .ua регистрируется как товарный знак (торговая марка). Текстовая составляющая регистрируется как литературное произведение и становится объектом авторского права.

5. Аудиовизуальная часть стартапа

Все используемые в вашем проекте аудио- и видеоматериалы собственного производства автоматически получают охрану как авторские произведения, если они содержат имя автора и дату возникновения авторских прав. Однако если возникнут споры, связанные с незаконным использованием ваших материалов, вам понадобятся авторские свидетельства, чтобы подтвердить свои права на произведения и решить спор в вашу пользу.

Подведем итог. Целесообразно защищать то, что имеет наибольшую ценность и является ключевым элементом всего стартапа. По минимуму, вы можете зарегистрировать название и/или доменное имя (в зоне .ua) стартапа как товарный знак; логотип - и как товарный знак, и как промышленный образец. Если сердцем стартапа является какая-либо инновационная технология, продукт или процесс, то сначала рекомендуется провести патентный поиск, и в случае уникальности идеи заняться ее патентованием. По максимуму, вы можете разбить весь проект на составляющие и подобрать охрану к каждому отдельному объекту.

Как патентовать в Украине?

Рассмотрим процедуры патентования, регистрации торговых марок и защиты авторских прав в Украине, с точки зрения их применимости к защите вашего стартапа. Все документы подаются в патентное ведомство Украины - Государственное Предприятие Украинский институт интеллектуальной собственности (ГП УИИС).

1. Регистрация товарного знака для стартапа

В украинском законодательстве имеется разночтение: в ГК используется термин - торговая марка, а в Законе Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" - знак для товаров и услуг. Поэтому говорим торговая марка, имеем в виду товарный знак, и наоборот. Если у вашего стартапа уже есть имя, и вы хотите сделать его официальным, то первым шагом будет патентный поиск с целью выявления уже имеющихся торговых марок (товарных знаков) с таким же названием. Искать можно самостоятельно по базе либо обратиться к патентному поверенному.

В Украине стоимость ускоренной регистрации словесного товарного знака составляет около 5500 грн плюс гонорар за услуги патентного поверенного по подготовке пакета документов на регистрацию. Ускоренная регистрация займет около 4 месяцев. Стандартная регистрация занимает около 18 месяцев. Свидетельство на товарный знак действует в Украине в течение 10 лет с правом продления срока действия.

Со списком документов, требованиями к заявке и госпошлинами за регистрацию торговой марки можно ознакомиться подробнее здесь.

2. Патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в Украине

Патентование довольно сложная процедура с точки зрения соблюдения требуемых формальностей, поэтому, если вы проходите ее первый раз, не имеете опыта, а на кону стоит успех вашего стартапа, имеет смысл получить консультацию патентного поверенного для проведения патентного поиска, составления патентной формулы и составления заявки на патент.

С помощью патентного поиска определяется новизна технического решения, используемого в вашем проекте. Затем составляется патентная формула, описывающая совокупность существенных признаков изобретения, обеспечивающих достижение заявленного в заявке технического результата.

Рассмотрение заявки на патентование изобретения занимает 1,5-2 года так как проводится формальная и квалификационная экспертиза поданной заявки, т.е. изобретение экзаменуется на патентоспособность по критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости. В случае его соответствия всем требованием выдается патент сроком действия 20 лет.

Госпошлины за патентование изобретения в Украине составляют около 400-700 грн для физических лиц и около 4000 грн для юридических. На этом финансовые вложения, связанные с получением патента на изобретение не заканчиваются, т.к. так как каждый год в течение 20 лет необходимо оплачивать сбор за поддержание патента от 300 до 3800 грн по нарастающей для юридических лиц, для физичесих лиц 5% от указанных сумм, т.е. 15-190 грн.)

Патентование полезной модели позволяет получить патент в течение 4-6 месяцев, т.к. проводится только формальная экспертиза. Полученный патент действителен в течение 10 лет и стоимость его поддержания составляет от 300 до 2100 грн по нарастающей для юридических лиц, для физичесих лиц 5% от указанных сумм, т.е. 15-105 грн.

Со списком документов, требованиями к заявке и госпошлинами за патентование изобретений и полезных моделей можно ознакомиться подробнее здесь.

Запатентовать промышленный образец можно за 6-8 месяцев по стандартной процедуре и за 2 месяца по ускоренной. Стоимость получения патента на промышленный образец составляет около 150-300 грн. Действителен патент в течение 10 лет и может продлеваться еще на 5 лет. Стоимость поддержания патента на промышленный образец составляет от 100 до 3300 грн по нарастающей для юридических лиц, и 5% от указанных сумм для физических лиц, т.е.от 5 до 165 грн.

Подробнее о патентовании промышленных образцов в Украине можно прочитать здесь.

Когда начинать патентовать?

Начинать формировать IP-стратегию стартапа надо в самом его начале еще на стадии идеи. Для этого проводится самостоятельный патентный поиск в открытых источниках по базам Украинского патентного ведомства или заказывается патентный поиск у патентного поверенного. В процессе разработки прототипа становится понятно, какие именно решения стартапа необходимо защитить, и подбирается подходящий способ охраны прав. Стратегия коммерциализации должна учитывать длительность патентных процедур и возможность отказа в выдаче патента.

Использование услуг патентных поверенных и ускорение процедур, где это возможно, даст стартапу дополнительные преимущества в конкурентной борьбе, если выбранная ниша перспективна и ее насыщение - вопрос времени.

Резюме

Патентуется не идея, а продукт, процесс или новое применение известного продукта или процесса. Чтобы принять решение о необходимости патентования вашего стартапа, нужно взвесить все "за" и "против", просчитать затраты на патентное сопровождение на протяжении всего срока действия патента и сравнить это с потенциальным доходом от лицензий и конкурентными угрозами.

Также мы собрали ссылки на законы и другие нормативно-правовые акты, касающихся интеллектуальной собственности в Украине и других странах.

Если эта статья оказалась полезной для вас, пожалуйста, поделитесь ею с вашими друзьями и коллегами. Спасибо!