Отличительные особенности промышленного образца

 

Прежде чем перейти к изложению настоящей статьи необходимо обратить внимание на то, что выражение «промышленный образец» в обиходном языке обозначает опытный экземпляр промышленного изделия. Но, в законодательстве о промышленных образцах это понятие характеризует его внешний вид. Именно в этом правовом смысле выражение «промышленный образец» будет употребляться в настоящей статье.

В процессе работы у заявителей часто возникают вопросы и неопределенность относительно регистрации промышленных образцов, т.к. при разработке стратегии патентования возможны различные «дополнительные» формы охраны: авторское право, изобретение или полезная модель, товарный знак. Поэтому в настоящей статье будут отражены особенности промышленного образца, как одного из видов интеллектуальной собственности.

Прежде чем перейти к отличиям, необходимо кратко охарактеризовать причины появления промышленных образцов и их основные черты.

Развитие производства привело к насыщению рынка товарами, имеющими одинаковое предназначение и соответственно к их конкуренции, что заставило производителей искать пути склонения потребителей в свою сторону. Таким образом, помимо соответствия функциональным требованиям важным фактором стало придание изделиям привлекательной и узнаваемой формы (внешнего вида изделия). В результате современный покупатель, выбирая любой товар, обращает внимание не только на его качество, но и на внешнее оформление, дизайнерские свойства, то есть на его художественные достоинства.

Дизайн является мощным инструментом психологического влияния и формирования потребительского мнения, решающим успешную коммерческую судьбу товара. Поэтому компании тратят крупные средства на художественно-конструкторскую разработку своей продукции.

Таким образом, внешний вид изделий приобретает определенную экономическую ценность, т.е. становится особым «предложением». Поэтому в конкурентной борьбе предприниматели заинтересованы в том, чтобы разработанный ими художественное оформление новых изделий не копировалось другими фирмами и не использовалось против них, т. е. чтобы само оригинальное внешнее оформление изделия стало их «собственностью» и «инструментом», что и привело к разработке специального законодательства, охраняющего такой результат творческого труда.

Из вышесказанного следует, что под промышленным образцом подразумевается внешний вид изделия, обладающий существенной новизной, оригинальностью и художественными достоинствами. Так, что правовую охрану при использовании промышленного образца могут получить лишь видимые черты готового изделия (товара). Внутренние устройства или конструкции защиты не получают. Это положение известно в англо-американском праве под названием «Doctrine of Obscure Use» (доктрина о незаметном использовании).

Дизайн товара может заключаться в особой форме, в рисунке на какой-либо поверхности или в их сочетании. В первом случае мы имеет дело с объемными образцами (моделями), а во втором – с плоскими. Правовое положение объемных и плоских образцов по существу одинаково.

Важно подчеркнуть, что наличие во внешнем виде промышленного образца художественных черт является непременным условием признания его таковым. Невыполнение этого условия лишает образец охраны.

В качестве примера можно привести дело, рассматриваемое английским судом. Фирма «Стратфорд ото компонентс» зарегистрировала в качестве промышленного образца внешний вид ветрового стекла для мотоцикла. Подобные стекла стала выпускать другая фирма – «Бритакс» (Лондон). При рассмотрении возникшего спора о нарушении права на промышленный образец ответчик доказывал, что зарегистрированный образец истца обладает единственной новой чертой – изгибом стекла посередине, но эта особенность диктуется функцией изделия и, следовательно, образец не мог быть зарегистрирован.  Суд согласился с этим доводом и признал регистрацию недействительной [1]. Сходное решение было принято в Париже. Суд признал недействительной регистрацию образца в виде металлической полоски для производства бутылочных колпачков, указав, что характерные черты образа не отвечают художественным требованиям, а отражают лишь намерение лучше приспособить объект к предполагаемому промышленному использованию [2].

Поэтому в случаях, когда внешний вид изделия полностью определен его назначению, правовая охрана изделию как промышленному образцу не предоставляется в связи с отсутствием художественных черт. Эта мысль со всей отчетливостью высказана в американском решении:

«Факт наличия привлекательности или приятного внешнего вида недостаточен для признания объекта промышленным образцом. Многие хорошо сконструированные изделия, внешняя форма которых диктуется исключительно функцией, приятны на вид, например, шестиугольная гайка, подшипник, клюшка для гольфа или удочка, причем их привлекательность во многом зависит от интереса того лица, которое на них смотрит. Но уже давно установлено судами, что в тех случаях, когда форма определяется только функциональными соображениями, получающееся изделие не может быть запатентовано как такое, что служит для украшения по той простой причине, что оно для этой цели не создавалось» [3].

Промышленные образцы, изобретения и полезные модели

Изобретения, полезные модели и промышленные образцы относятся к объектам промышленной собственности, следовательно, они имеют непосредственное отношение к производству продукции. Попробуем понять, чем же они отличаются друг от друга и зачем их необходимо разделять. Разъяснение лежит в их правовом определении.

Так, к изобретению относится устройство (конструкция), вещество (смесь, сплав, материал), способ (технологический процесс – последовательность производственных операций), а также применение устройства, вещества, способа по новому назначению. При этом для того, чтобы стать объектом патентования изобретение должно соответствовать таким критериям как новизна, промышленная применимость и изобретательский уровень.

Полезные модели, как и изобретения, представляют собой решения технических задач, но в отличие от них при регистрации полезных моделей не предъявляется требование о наличии изобретательского уровня. Кроме того, согласно законодательству некоторых стран, к полезным моделям могут относиться только устройства.

Лишь изобретения, относящиеся к устройствам, могут изменять внешность промышленного изделия, и только в этих случаях возникает вопрос о различиях изобретений, полезных моделей от промышленных образцов, однако между ними всегда имеется определенная грань: если внешний вид нового разработанного продукта, несущий «техническую нагрузку», содержит новое решение какой-либо технической задачи, то он является изобретением; если же новая разработка, призвана удовлетворять эстетические потребности, т.е. основной акцент делается на рисунок, раскраску или форму (узор ткани, форма ручки, контуры автомобиля) воздействующие на зрительное восприятие, то это промышленный образец.

Коренное отличие промышленного образца от изобретения в том и заключается, что изобретение входит в технику как ее неотъемлемый элемент, а промышленный образец относится к ней лишь постольку, поскольку он применяется в производстве; суть же заключается в художественном смысле.

Подобно изобретениям, полезные модели отличаются от промышленных образцов. Никакие эстетические особенности изделий регистрацией полезных моделей не охраняются. Но, к большому сожалению, полезные модели и промышленные образцы нередко смешивают из-за сходства терминологии, что может вызвать ложное представление о тожестве этих категорий по существу, что было бы неправильным.

Если инновационный продукт заключает в себе одновременно ранее неизвестные техническое патентоспособное решение и характеризуется дизайнерскими свойствами, то есть новые технические (функциональные) признаки и его художественные черты слиты воедино и не могут быть отделены друг от друга (Классический пример такого переплетения – рисунок покрышки автомобильного колеса). В этих случаях заявителю с его патентным поверенным определится с выбором охраны.

Чаще эстетические и технические свойства изделия могут быть отделены друг от друга, и в этом случае внешний вид, несомненно, может охраняться в качестве промышленного образца. Так, в одном из американских судебных решений было указано, что узорное расположение отверстий, которые служат полезным целям, может быть объектом патента на образец [4].

Вместе с тем регистрация промышленного образца предоставляет правовую охрану лишь художественному смыслу, функциональные же особенности охраняемого образца могут копироваться любыми лицами. Поэтому, если большинство элементов внешнего вида диктуется функциональным назначением, регистрация в качестве промышленного образца достаточной правовой охраны не дает; более того, она может быть признана недействительной в связи с незначительностью дизайнерских особенностей.

Для того, чтобы установить, имеет ли форма изделия техническое или художественное назначение, французский юрист Касалонга предлагает изменить форму и проверить, получается ли от этого новый технический результат; если да, то форма несет определенную техническую нагрузку. Например, желобки на автомобильных фарах, служащие для рассеивания световых лучей, благодаря чему свет меньше слепит водителей встречных автомобилей, предоставляют собой форму, неразрывно связанную с техническим результатом, а потому они должны защищаться в качестве изобретения либо полезной модели [5].

Промышленные образцы и объекты, охраняемые авторским правом.

Поскольку у промышленного образца должно быть наличие художественных достоинств, формирующих внешний вид изделия, то это приближает его к объектам, охраняемым авторским правом.

Разграничение промышленных образцов и объектов авторского права в тех странах, где это считают нужным сделать, производится либо по объекту охраны (то есть, при помощи норм, устанавливающих, что одни категории объектов охраняются лишь как промышленные образцы, а другие – как произведения авторского права), либо путём введения иных формальных признаков.

Разграничение образцов и произведений искусства по объекту охраны производится на следующей основе.

  1. В некоторых странах работы, которые не удовлетворяют эстетическому уровню, принятому для произведений искусства, и потому не пользующиеся охраной авторского права, тем не менее могу быть зарегистрированы в качестве промышленных образцов. Признак «эстетического уровня» не всегда позволяет ответить на вопрос, к какой из двух категорий следует отнести тот или иной объект. Применение этого критерия лишает двойной охраны некоторые объекты. Но большинство произведений может получать двойную охрану. «Охрана художественных произведений и охрана промышленных образцов не исключают друг друга», говорил немецкий исследователь Буссманн [6]. Он высказывал пожелание, чтобы авторским правом охранялись лишь те объекты, которые не используются в промышленных изделиях [7].
  2. Как промышленные образцы могут охраняться лишь объекты, представляющие собой завершенный рисунок или завершённую форму, в то время как эскизы, охраняемые авторским правом, не могут быть зарегистрированы в качестве образцов  [8].
  3. В большинстве зарубежных стран внешнее оформление печатных материалов (книг, брошюр, открыток, листовок и т.п.) не может быть зарегистрировано в качестве образца.
  4. Обычно не регистрируются образцы, изображающие естественные, природные объекты: животных, птиц, кристаллы и т.п. Между тем такие рисунки охраняются авторским правом.

Промышленные образцы и торговые марки.

Торговые марки и промышленные образцы можно назвать «близкими родственниками», поскольку и те и другие являются результатом творческой работы дизайнеров, однако стоит различать их роли не только с маркетинговой, но и правовой точки зрения.

Под торговой маркой понимают различного рода наименования, символы, рисунки, эмблемы и т.п., служащие для индивидуализации товара и его производителя, отличающие их от других товаров и производителей, выступающих на рынке с аналогичными изделиями. На практике можно встретить различные термины, такие как товарный знак или знак для товаров и услуг, торговая марка, товарная марка, фирменный знак и.т.п. Их различия заключаются лишь в том, какой из них применяется в местном законодательстве, однако суть же остается одна и та же. Марка может представлять собой рисунок, виньетку, фигурное изображение, в отдельных случаях особую форму тары или упаковки, а в некоторых странах даже звуки и запахи.

В зависимости от характера возникновения права на такой вид интеллектуальной собственности различают три законодательных подхода.

К первой группе относятся законы, признающие право владельца на торговую марку на основании того, что ему принадлежит приоритет в её использовании. Заинтересованные третьи лица могут оспорить марку в любое время, сославшись на приоритет использования. Таким образом, экспортеры могут ввозить в эти страны свои товары, предварительно не регистрируя торговые марки.

Ко второй группе относятся законы, предусматривающие возникновение права собственности на марку на основании приоритета регистрации. В этих странах регистрация имеет «конститутивное» значение, то есть лицо, не зарегистрировавшее свою торговую марку, не пользуется никакой защитой. Экспортеры, намеревающиеся ввозить свои товары в эти страны, во избежание трудностей, которые могут возникнуть при сбыте, должны предварительно зарегистрировать свои торговые марки.

В третью группу входят страны, законы которых предусматривают возникновение права собственности на марку, если в течение установленного законом срока после регистрации она не будет оспорена лицом, которое имеет приоритет в её использовании.

Законодательство ряда стран содержит требование обязательной регистрации определенных категорий марок, например, на фармацевтические товары, драгоценные металлы, химические продукты, продовольствие.

Лишь товарные знаки, выполненные в виде рисунков, графических изображений или объемных форма, могут походить на промышленные образцы.

Разделение промышленных образцов и товарных знаков осуществляется исходя из различия функций, выполняемых товарным знаком и зарегистрированным промышленным образцом.

Основная функция товарного знака заключается в обозначении изготовления или продавца. Промышленный образец призван привлекать покупателя самим своим видом, своим совершенством, а не указанием на известного изготовителя. Функция обозначения изготовителя товара не характерная для образца.

Однако иногда популярный промышленный образец начинает ассоциироваться в сознании покупателей с источником происхождения товаров. В англо-американской судебной практике в таком случае говорят, что образец приобрел «вторичное значение» - secondary meaning – то есть стал обозначать изготовителя изделия (например, бутылка Coca-Cola). При этих условиях он может быть зарегистрирован в качестве товарного знака.

В решении Апелляционного суда США по патентным и таможенным делам от 18.12.1961 г. указывалось: «Тот факт, что рисунок (речь шла о двух параллельных разноцветных полосках на мужских носках) является художественным, не препятствует тому, чтобы он был зарегистрирован в качестве имеющего силу товарного знака для изделий, на которых он нанесен». Однако должно быть доказано, что «покупатели принимают рисунок за товарный знак, указывающий источник происхождения товаров» [9].

Ключевым отличием промышленного образца от товарного знака заключается в том, что внешнее оформление последнего не влияет на свойства маркированной им продукции. Он в основном служить известной гарантией качества, поскольку его владелец (производитель) пользуется хорошей репутацией у покупателей, или постольку сам знак в результате длительного употребления представленных им товаров или услуг хорошо себя зарекомендовал. Он может наносится на неограниченное количество продукции разного назначения и дизайна.

Промышленный образец в свою очередь неразрывно связан конкретным изделием как совершенствующий его результат труда дизайнера и обладает собственной ценностью, предающей товару новые художественные и эргономические качества, делая его не только привлекательным, но и удобным для применения за счет сочетания оригинальных форм, материалов и раскрасок. Таким образом, если товарный знак гарантирует качество, то промышленный образец удовлетворяет вкусам, соответствует тенденциям моды и образу жизни.

Источники информации:
  1. “Report of Patent, Design and Trade Mark Cases”, 1964, №8, рр. 183-193.
  2. “Industrial Property”, 1962, № 11, р. 273
  3. U.S. CCPA, in re Albert A. Carletti and oth. March 19, 1964. Decisions of the Commissioner of Patents and the U.S. Courts, in Patent and Trademark Cases. 1964. Wash. 1965, p. 440.
  4. Dynamics of the Patent System (the Patent Law Seminar). New York. 1960, pp. 122-130.
  5. VerBaet, Charles, La Matiere des dessins et modeles, “Propriete industrielle”, 1960, # 7, pp-122-130
  6. Bussmann, op. cit. S. 454.
  7. Ibid S. 456.
  8. Furler, op. cit. S.s. 96, 97, 128
  9. Official Gazette, 1962, vol, 774, p. 970