В современной экономике выигрывает тот, кто не только быстрее других разрабатывает новые технологии, но и в кратчайшие сроки сможет преобразовать их в реальный продукт и предложить его на рынке.

Охрана интеллектуальной собственности - основной вопрос при внедрении инноваций, так как именно от его решения зависит доход, полученный компанией, выпускающей инновационный продукт. Патенты на изобретения являются единственным реальным механизмом, обеспечивающим защиту инновационных разработок в условиях рынка.

Посмотрим, как обстоят дела с патентованием изобретений в Украине.

Одни говорят, что на изобретения нет общественного запроса и изобретательство, как общественное явление, уже умерло и перестало играть заметную роль в экономике Украины,  другие утверждают, что время расцвета изобретательского движения еще не пришло и не за горами тот светлый день, когда начнется подъем изобретательства и Украина продемонстрирует всему миру свою казацкую удаль и смекалку.

Где же эта грань, между двумя полярными взглядами на проблему изобретательства в Украине?

Проблема изобретательства в Украине

Действительно, изобретательское творчество после распада СССР пришло в упадок, что было связано с падением экономики на постсоветском пространстве. Но упала ли экономика в той мере, как об этом сообщает Госстат Украины? По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) объем теневого сектора в различных отраслях производственной сферы составляет до 50% относительно общего объема производства товаров и услуг. По данным МЭРТ объем теневого сектора за 2018 год сократился на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 46,7%. Таким образом, определенные направления хозяйственной деятельности находятся вне сферы государственного контроля, чего нельзя сказать о деятельности украинского Патентного ведомства (далее - Укрпатента), который выдает исключительно официальные документы: патенты на изобретения и полезные модели. Никаких теневых изобретений и полезных моделей не существует, поскольку любые документы, выданные в обход Патентного ведомства, никакого юридического значения не имеют. В итоге получается, что Укрпатент предоставляет правовую охрану не только в рамках легального сектора экономики, но и всей экономики Украины в целом. Поэтому нижеприведенная патентная статистика содержит объективные данные, характеризующие реальное состояние изобретательства в стране.

Анализ патентной ситуации в Украине за 2006-2018 годы показал, что активность патентования изобретений постоянно снижается. Так, по данным Укрпатента, в 2018 году было подано всего 3965 заявок на изобретения, что на 18,2% меньше, чем в 2014 году, на 25,4 % меньше, чем в 2010 году, и на 33,2 % меньше, чем в 2006 году [1]. Также ежегодно сокращается количество действующих патентов национальных заявителей на территории Украины, что говорит о массированной экспансии импортной продукции и ущербном положении отечественного производителя. Мы наблюдаем продолжающийся ввоз импортных товаров и технологий, в том числе промышленной и бытовой техники, которые давно заняли доминирующее положение на украинском рынке, вытеснив отечественных производителей товаров и услуг.

На фоне общего падения промышленного производства в стране и объема патентования изобретений, в частности, особую обеспокоенность вызывает крайне низкий показатель изобретательской активности украинских заявителей, который определяется количеством подаваемых заявок на изобретения в год. Объем поданных заявок национальными заявителями в последние годы составлял около 50% от общего числа поданных заявок в Украину, при этом абсолютное число поданных украинскими заявителями заявок в 2018 году стало своеобразным антирекордом, и составило - 2105 заявок, что является самым низким показателем за последние 20 лет.

В то же время количество подаваемых заявок на изобретение в год служит индикативным показателем технологического развития каждой страны. Средний объем поданных заявок на изобретения украинскими заявителями за период с 2014 по 2018 годы составил менее 2500 заявок в год. Если сравнить этот показатель с количеством ежегодно подаваемых заявок американскими заявителями, то в США за 2018 год было подано более 300 тысяч заявок на изобретения [2]. Таким образом, количество ежегодно создаваемых изобретений в Украине составляет менее 1% от количества изобретений, создаваемых в США. По самым приблизительным расчетам в 2018 году показатель активности патентования изобретений национальными заявителями в США составил около 1 заявки на 1 тысячу резидентов, в Китае была подана 1 заявка на 1,25 тыс. резидентов, а в Украине – 1 заявка на 20 тысяч резидентов. Из этого расчета видно, что

ДАЛЬШЕ ПАДАТЬ НЕКУДА, - МЫ ДОСТИГЛИ ДНА, ОТ КОТОРОГО ОБЯЗАНЫ ОТТОЛКНУТЬСЯ!!

Проблема патентования инноваций состоит в том, что в Украине одинаковые результаты интеллектуальной деятельности могут охраняться как патентами на изобретения, так и патентами на полезные модели. Однако получение патента на полезную модель имеет больше преимуществ, чем получение патента на изобретение:

  1. меньше временных и финансовых затрат;
  2. меньше требований патентоспособности, и, как следствие, высокий уровень охраны такого результата;
  3. ниже риски признания прав недействительными.

В результате мы оказались в ситуации, когда соотношение между зарегистрированными полезными моделями и изобретениями в Украине непропорционально высокое в пользу полезных моделей, по отношению к другим странам с инновационной экономикой, которые имеют развитую систему охраны интеллектуальной собственности. Большая часть патентов, выданных без проведения квалификационной экспертизы (патенты на полезные модели), приводит к злоупотреблений правами интеллектуальной собственности, что фактически означает снижение уровня охраны интеллектуальной собственности для добросовестных владельцев патентных прав.

Полезная модель, правовая охрана которой предоставляется в соответствии с действующим законодательством Украины, дискредитирует систему правовой охраны интеллектуальной собственности, способствуя уменьшению активности научно-технического творчества. Владельцы патентов на слабые, а зачастую очевидные решения, получают преимущества по сравнению с владельцами патентов на действительно значительные и творческие решения в различных областях техники и технологий.

Пути преодоления кризиса изобретательства в Украине

В связи с этим в Верховну Раду Украины был подан законопроект № 1199 от 29.08.2019г., согласно которому предлагается внести ряд ограничений на выдачу патентов на полезные модели. В частности, патенты на ПМ выдавать только на устройства, исключив способы и вещества из объектов охраны, а также ввести административную процедуру оспаривания выданных патентов на ПМ, согласно которой, после публикации о выдаче патента на ПМ, последний в течение 6 месяцев может быть оспорен в Апелляционной палате, т.е. используя административную процедуру признания патента недействительным. Таким образом, сохраняется возможность быстро получить патент на полезную модель, но при этом устанавливается возможность своевременного прекращения активности недобросовестных владельцев так называемых «троллинговых» патентов через административную процедуру аннулирования патентных прав (в Апелляционной палате).

Предложенный проект Закона путем изменения подходов к патентованию полезных моделей создаст предпосылки для активизации изобретательской деятельности в Украине.

Для принятия мер по исправлению ситуации с изобретательством в Украине необходимо поднять престиж изобретательского творчества, что невозможно сделать без поддержки государства. Эта задача не может быть решена частными усилиями отдельных энтузиастов. Любые разрозненные действия в этом направлении заранее обречены на неудачу. Только целенаправленная государственная политика может обеспечить подьем изобретательства и положить начало научно-техническому возрождению Украины.

Меры, способные изменить положение вещей – это, в первую очередь, политическая воля высшего руководства страны. Вопросы поддержки изобретательства можно легко утопить в бюрократических проволочках, потому необходимо решать вопрос на законодательном уровне, например путем разработки и принятия закона Украины «О поддержке изобретательста в Украине».

Например, развитию системы охраны изобретений в КНР уделяется большое внимание на государственном уровне, что существенно отличается от политики Украины в этом вопросе. Феномен стремительного экономического развития Китая требует тщательного анализа и изучения, однако ясно, что достижения КНР в области освоения изобретений и внедрения инноваций, являются следствием целенаправленной политики в вопросах развития науки и техники.

Во-вторых, в обществе должен быть поднят престиж творческого и изобретательского труда. Требуется сформировать общественный запрос на изобретения, который не может появиться без целенаправленной пропаганды изобретательского творчества в средствах массовой информации: радио, телевидении, сети Интернет.

Примером общественно просветительской деятельности может служить проведение рулярных конкурсов изобретателей различных уровней от отраслевых и городских до всеукраинских и международных. Необходима организация публичных и виртуальных выставок, посвященных вопросам изобретательства, известным изобретателям, творчеству молодежи и т.д.

В-третьих, возрождение и восстановление различных форм обучения изобретательству в школах, высших учебных заведениях, специальных учебных центрах.

Изучение курса «Интеллектуальная собственность» в настоящее время по решению МОН Укрины с 2015 года не является обязательным для технических специальностей в высших учебных заведениях, что является негативным фактором, снижающим  образовательныйе уровень выпускников высшей школы. Естественно, что это дает негативный результат и снижает и без того низкую активность изобретательства в стране. ДЛя повышения общественного запроса на изобретенния должна проводиться планомерная учебно-практическая работа, начиная от уроков технического творчества в средних школах для ликвидации патентной безграмотности как учеников, так и преподавателей, до изучения обязательного курса „Методология изобретательского творчества” в высших учебных заведениях.

Упадок изобретательства в стране уже привел к развалу большинства отраслей промышленности из-за неспособности украинских предприятий выпустить продукцию, способную конкурировать на внешнем и внутреннем рынках с аналогичными товарами зарубежных производителей.

Это привело к падению промышленного производства в целом, вымыванию квалифицированных кадров и эмиграции их в другие страны.

В заключение хочется привести слова Конфуция, который говорил более двух тысячелетий назад: «Кто не имеет дальних дум, не избежит близких огорчений». Эта истина не устарела и сегодня.

Данный доклад был прочитан на конференции «Проблемы изобретательской и рационализаторской деятельности в Харьковской области».

Источники информации:
  1. Промислова власність у цифрах. Показники діяльності Державного департаменту інтелектуальної власності та Державного підприємства «Український інститут промислової власності за 2018 рік, К., 2019, 65 с.
  2. Сайт патентного відомства США – www.upsto.gov