Развитие массового способа производства и существующая конкуренция среди товаров приводит к появлению на рынках новой конкурентной оригинальной продукции, в которой повышенное значение уделяется технической эстетике и художественному оформлению – требованию моды, например, мебель, бытовая техника, одежда и обувь модных фасонов и расцветок, автомобили, игрушки и т.п. Художественное оформление и техническая эстетика также имеют большое значение при конструировании предметов производственного назначения (отделка и окраска станков, радиаторов и кузовов грузовых автомобилей, внешний вид локомотивов, судов и т.д.). На разработку новых образцов продукции (изделий) предпринимателями расходуются крупные средства (например, автомобильные компании), тратится творческий труд огромного числа инженеров и художников. Поэтому предприниматели очень сильно заинтересованы в закреплении за собой исключительных прав на результаты внешнего оформления товаров и продуктов.

Для получения и закрепления исключительных прав на внешнее оформление товаров в середине XIX в. возникли промышленные образцы и на данном этапе промышленные образцы используются в большинстве стран мира.

Как правило, под промышленным образцом подразумевается художественно-конструкторское решение внешнего вида продукта (товара) промышленного либо кустарно-ремесленного производства. То есть в качестве промышленного образца охраняются лишь внешние, видимые в продукте черты.

Формой правовой охраны промышленных образцов являются патенты на промышленные образцы. Срок действия патента на промышленный образец в разных странах различен, но не может быть менее 10 лет.

При этом промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он удовлетворяет условиям патентоспособности, согласно которым промышленный образец должен обладать определенными художественными достоинствами и существенной новизной. Хотя критерии патентоспособности промышленных образцов могут отличаться в разных странах и устанавливаются национальным законодательством последних, как правило, к промышленным образцам предъявляются два требования - новизна и оригинальность. Определение критериев новизны и оригинальности в различных странах трактуется по-разному - в зависимости от особенностей национального законодательства.

В общем виде под новизной промышленного образца подразумевают то, что совокупность формообразующих признаков (существенных признаков) продукта не была известной в мире до даты подачи в патентное ведомство заявки на получение патента на промышленный образец.

Оригинальность промышленного образца заключается в том, что совокупность формообразующих признаков внешнего вида изделия обусловлена творческим характером, при этом указанная новая совокупность признаков производит на потребителя продукта новое впечатление.


Смотрите также материалы по этой теме:


На печать