12 марта с.г. в ХГНБ им. Короленко В.Г. состоялся День патентоведа по теме "Взаимосвязь научных открытий и патентования изобретений". Докладчики, сотрудники компании "Инвента", патентные поверенные Стогний Е.С. и Зыбцев Е.А. представили доклады, которые касались истории создания и защиты научных открытий и изобретений.

Научным открытием, по определению, является установление закономерности, свойства или явления материального мира, отметил в своем выступлении Е.С. Стогний. Именно выявление новых закономерностей, свойств и явлений составляет предмет открытия.

Научное открытие является объектом интеллектуальной собственности, охраняемым в соответствии со ст. 458 нового Гражданского кодекса Украины (2004г.). Со времени принятия Гражданского кодекса Украины был внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины и соответствующий проект Закона Украины "Об охране прав на научные открытия" № 6414 от 14.12 2004г., который до настоящего времени не рассмотрен и не принят. На обсуждение основных положений данного проекта было направлено выступление первого докладчика.

В частности, в своем выступлении он остановился на научном вкладе таких гениальных ученых, как Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, выдвинувших теории физического мира, которые были приняты человечеством, как таковые. Эти теории, на время их создания, хорошо объясняли физические явления материального мира и относились к парадигмам, т.е. были оценены и приняты научным сообществом как достоверные, поскольку были доказаны как теоретически, так и экспериментально.

Также в развитие науки внесли большой вклад наши выдающиеся ученые Илья Мечникова и Лев Ландау, работавшие в Харькове, которые за свои открытия в разные годы удостаивались Нобелевской премии. Далее он остановился на современном состоянии науки в Украине и охарактеризовал его как плачевное, из-за недостатка внимания к этому вопросу со стороны государства и отсутствия финансирования, которое катастрофически снизилось в последние годы (2012-2013г.г.)

В выступлении патентного поверенного Е.А. Зыбцева рассматривался вопрос о соотнесении научных открытий и изобретений. В частности он отметил, что патентование изобретений предполагает получение монополии патентовладельца на их использование. В то же время патентование открытий могло бы лишить общество того, к чему оно раньше имело свободный доступ. Невозможность патентования открытий не говорит об их незначительной роли для общества, наоборот - появление нового открытия может привести к появлению или исчезновению целых отраслей знаний и установлению новых ориентиров для развития общества.

Следует также учитывать, что появление нового открытия может сразу не дать ощутимого результата, так как для его реализации нет соответствующих средств производства и поэтому только при достижении соответствующего технологического уровня часто обеспечивается возможность осуществления различных изобретений. Своевременно же посеянное открытие может быстро прорасти и создать предпосылки для обнаружения новых открытий и выявления изобретений, которые могут быть созданы на основе одного или нескольких открытий. При попытках определить перспективы использования открытий и изобретений в практических целях подчас возникали любопытные ситуации.

Например, Генрих Герц - всего за шесть лет до успешного завершения работ Гульельмо Маркони и Александра Попова по изобретению радио - не верил в практическую применимость открытых им электромагнитных волн.

В заключение А.Е. Зыбцев отметил, что в условиях рыночной экономики открытие может принести материальную выгоду своему создателю только в том случае, когда оно обрастет пакетом изобретений, сделанных на его основе, которые обладают самостоятельной ценностью и смогут быть использованы в хозяйственной деятельности предприятия или организации.

Поэтому для авторов открытий первоочередное значение имеет возможность их коммерческого применения, путем использования изобретений, сделанных на их основе. При этом необходимо обеспечить надежную правовую защиту изобретений, путем их своевременного патентования.

Выступления докладчиков вызвали живой интерес у присутствующих на мероприятии, которые задали много вопросов, в частности касающиеся методики проведения патентно-информационного поиска, с целью определения технического уровня новых разработок.

Оживленный интерес у аудитории вызвало сообщение о том, что, согласно Приказу МОН № 235 от 04.03.2015г., в украинских университетах больше не будет преподаваться дисциплина "Интеллектуальная собственность". Обычно объем этой дисциплины составлял около 40 часов для общетехнических специальностей. Безусловно, любые знания, которые преподаются в вузе, нужны и полезны, и тем более "Интеллектуальная собственность".

Однако, ввиду столь ограниченного объема преподавания, сложно дать для неподготовленной аудитории необходимый уровень знаний, достаточный для практического применения. Возможно, целесообразно было бы ввести такую дисциплину как "Патентная и научно-техническая информация", с помощью которой обучить слушателей методике поиска релевантной информации, как в сети Интернет, так и на бумажных носителях. Что касается дисциплины "Интеллектуальная собственность", в том виде, как она преподается в вузе в настоящее время, то, по отзывам преподавателей, читать ее мучительно трудно, поскольку студенты не понимают, зачем она им нужна.

Студентов тоже можно понять, поскольку в техническом вузе изучаются совершенно другие предметы, и эта дисциплина выглядит чужеродной на их фоне. Возможно, эти 40 часов следовало бы распределить по базовым дисциплинам: физика, химия, основы оптики, электротехники, связи, IT-технологии и т.д., в которых рассказывать о сделанных открытиях и изобретениях, которые привели к техническому прогрессу в этих областях знаний.

А уж потом, если наберутся целевые группы, которых это заинтересует, читать им развернутый курс по техническому творчеству и патентованию изобретений. Тогда, возможно, у студентов появится мотивация, и эта дисциплина не будет восприниматься как нечто чужеродное в овладении основной специальностью.

Отчеты о предыдущих мероприятиях: