13112018

13.11.2018г. в Харьковской государственной научной библиотеке им. В.Г. Короленко для студентов I и II курсов обучения Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" (далее - НТУ "ХПИ") был проведен тренинг по изобретательскому творчеству.

Начиная тренинг патентный поверенный Стогний Е.С. (ООО "Компания "Инвента") рассказал о выдающихся изобретателях и изобретениях.

Изобретения всегда были результатом интеллектуальной деятельности человека. Именно они обеспечили технический прогресс человечества, начиная с древности - от каменных орудий и способов добывания огня до современной робототехники и полетов к другим планетам.

Говоря об изобретателях древности, сказал докладчик, нельзя не вспомнить строителей египетских пирамид, которые смогли создать эти монументальные строения, пережившие тысячелетия и дошедшие до наших дней. Далее он остановился на технических решениях и гипотезах, связанных со строительством пирамиды Хеопса, которая до сих пор поражает своим величием и является одним из чудес света.

Далее докладчик рассказал об известных методах изобретательского творчества, позволяющих успешно решать технические задачи. Наиболее распространенным методом является метод проб и ошибок. Однако он связан с огромными потерями времени и сил при решении задач. Тысячи лет люди решали творческие задачи этим методом, так как считалось, что других методов просто не существует. Однако такой метод уже давно исчерпал свои возможности. Трудно оценить реальные потери от использования метода проб и ошибок при современном уровне развития технологий.

Нужны новые методы решения изобретательских задач. Одним из таких методов решения изобретательских задач является поиск закономерности в осуществлении какого-либо процесса. В частности, был приведен пример, касающийся правил расстановки новых книг в книгохранилище. Оказывается, поняв закономерность расстановки книг в библиотеке, можно отыскать нужную книгу без помощи каталога и дежурного библиотекаря. Другим приемом изобретательского творчества является изменение фазового состояния вещества. Например, чтобы перейти через реку не замочив ног, нужно, чтобы вода замерзла и образовался лед. Существуют и иные приемы активизации изобретательского творчества, которые подробно описаны в книгах Альтшуллера Г.С., посвященных теории решения изобретательских задач.

Решение изобретательских задач является высокоинтеллектуальным трудом, требующим значительного умственного напряжения. В качестве практического задания участникам тренинга был предложен ряд вопросов, которые ставились компанией "Майкрософт" при приеме сотрудников на работу. Некоторые из них относились к поиску решения изобретательских задач, а другие были направлены на проверку сообразительности кандидатов на вакансию. Среди этих вопросов были такие, как:

  • почему канализационные люки делают круглыми, а не квадратными?
  • всегда ли солнце всходит на востоке?
  • почему зеркало переворачивает изображение справа налево, а не сверху вниз?
  • у вас есть шесть спичек. Как из них построить четыре равносторонних треугольника?
  • в трех углах равностороннего треугольника находится по муравью. Каждый муравей начинает двигаться в другой случайно выбранный угол вдоль одной из сторон треугольника. Какова вероятность того, что ни один муравей не столкнется с другим муравьем?

Эти и другие задачи предлагалось решить в рамках тренинга.

Студенты НТУ "ХПИ" приняли активное участие в предложенном тренинге и с воодушевлением искали ответы на поставленные вопросы. В результате тренинга были выявлены победители, которые проявили настойчивость и смогли дать правильные ответы на поставленные вопросы. Им были вручены грамоты за успешное решение задач тренинга.

В заключение докладчик пожелал участникам тренинга творческих успехов и настойчивости в решении каждодневных задач, которые нам постоянно подбрасывает жизнь, а также напомнил замечательные слова Стива Джобса: "Надо работать не 12 часов в день, а головой".