Сфера ИНТЕРНЕТ – достаточно сложная с точки зрения использования исключительных прав. Так, анализ действующего законодательства в области авторского права и смежных прав показывает его ограниченность в вопросе регулирования и защиты исключительных прав в сети Интернет.  

Проблемы нарушения авторских прав в Интернете являются одними из наиболее острых и актуальных. Сущность указанных нарушений такая же, как и вне сферы Сети. Основное отличие состоит в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяют так же просто решить проблему доказательства нарушения авторских прав.     

Анализируя Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон) (1) видно, что его основные положення сформулированы законодателем исходя из представления о том, что авторские произведения, как правило, распространяются издателем путем опубликования тем или иным способом, определенным тиражем и на бумажном носителе. В этом случае, издатель как посередник в отношениях между автором и читателем-пользователем играет существенную роль. В то же время в сети Интернет информация и авторские произведения существуют исключительно в форме электронных документов, при этом материальный носитель, на котором записан машинный код, не имеет существенного значения для использования этого продукта (авторского произведения). Таким образом Интернет создал виртуальное пространство, которое заполнено авторскими произведениями и объектами смежных прав, а законодательство осталось на прежнем уровне.

Рассматривая указанную проблему, можно выделить три этапа в использовании авторского произведении в сети Интернет. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. Первый этап – это этап записи произведения в той форме, в которой оно далее начинает использоваться – на сервере, на сайте, или в памяти компьютера. Такая запись в память компьютера, в соответствии со ст. 15 Закона, является   воспроизведением авторского произведения, а следовательно, связана с нарушением принадлежащего автору права на использование произведения.

Второй этап использования авторского произведения связан с возможностью предоставления доступа к записанному произведению третьим лицам. Т.е. если вы размещаете на сайте информацию об этом произведении, либо его полный текст, либо  фрагменты этого произведения без согласия автора, то это также является нарушением авторских прав. При этом не имеет значения за деньги либо бесплатно осуществляется доступ к информации, размещенной на сайте. Таким образом, размещение объектов авторского права в Сети, является нарушением прав автора. Лица, осуществившие подобные действия, признаются нарушителями авторского права  и (или) смежных прав. К ним, в частности, могут быть отнесены владельцы сайтов, на которых были размещены контрафактные произведения или объекты смежных прав.

Примечательно, что в США Интернет-провайдеры, предоставляющие услуги, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе, стараются следить за тем, чтобы требования авторского законодательства неукоснительно соблюдались. Так при заключении договора с владельцами сайтов провайдеры обязательно включают в него пункт о том, что обязательно должен быть указан источник распространения той или иной информации, затрагивающий авторские права, чтобы предотвратить их нарушение и возложить ответственность за размешение этой информации на владельца сайта. В случае нарушения указаного требования провайдер может рас торгнуть в одностороннім порядке договор  на осуществление услуг с последующим запретом на восстановление  отношений на определенный срок.

Третий этап  использования авторского произведения состоит в «скачивании» (загрузке) охраняемого авторским правом объекта в собственный компьютер и его воспроизведение на экране монитора «конечного потребителя» (2). При этом конечный потребитель, как правило, не является нарушителем авторских прав, если он не использует данное произведение для демонстрации третьим лицам и не извлекает из факта его наличия в своем компьютере коммерческой, либо какой-то иной выгоды.

При использовании произведения непосредственно на сайте, когда оно становится доступным неограниченному кругу посетителей этого сайта, произведение уже находится в памяти комп’ютера или на сервере, который осуществляет предоставление доступа к нему других лиц. При этом пользователь данного компьютера больше не создает дополнительных экземпляров произведения. Загрузка копий произведений или фонограмм не является нарушением авторского права, поскольку в соответствии со ст. 25 Закона (1) такая загрузка допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, если она осуществляется исключительно в личных целях или для круга семьи, а произведение было ранее правомерно раскрыто. Однако такое свободное использование авторского произведения не касается таких объектов как компьютерные программы, а также  не распространяется на репродуцирование книг, нотных текстов и объектов изобразительного искусства.

Вместе с тем, использование авторских произведений в личных целях вызывает много вопросов. Например, возникает вопрос, на законном ли основании размещено произведение в Сети? Если произведение размещено законно, т. е. правомерно раскрыто с согласия автора, то его скачивание для личных целей также является законным. Если же оно было незаконно доведено до всеобщего сведения, то экземпляры призведений или объектов смежных прав являются контрафактными. Однако в реальной жизни считается нормальной практика копирования в личных целях призведений заведомо незаконно размещенных для свободного обозрения на сайтах. Такие действия, являющиеся нарушением законодательства, носят массовый характер, нарушители не несут никакой ответственности, и более того, ни у одного правообладателя, как правило, не возникает предмета спора о нарушении авторських прав, пока его произведение используетсмя в личных целях (3).

Из-за сложности контроля за копированием и использованием призведений в сети Интернет, а также нематериальной сущности объектов авторского права, практически невозможно установить личность нарушителя, поместившего произведение в Сети, трудно привлечь к ответственности виновное лицо и доказать факт нарушения авторского и смежных прав.

ВЫВОДЫ

Виртуальная реальность сформировала новые условия жизни общества и продолжает диктовать свои правила пользователям Интернет, который уже стал глобальным социальным явлением.

Анализ действующего законодательства в области авторского права и смежных прав показывает его ограниченность в вопросе регулирования и защиты исключительных прав в сети Интернет. В связи с возможностью анонимного доступа к Интернету, сложно установить личность нарушителя авторских прав, поместившего произведение в Сети, а также  привлечь его к ответственности и доказать факт нарушения авторского и смежных прав.

Развитие сети Интернет, как глобального инструмента для распространения литературных произведений, музыки, видео и совершения иных общественных, социальных и экономических трансакций, происходит настолько быстро, что законодатель не в силах объективно и оперативно реагировать на те изменения в обществе, которые связаны с появлением новой виртуальной реальности.

Источники информации:
  1. Закон України «Про авторське право і суміжні права № 3792-ХІІ від 23.12.1993р.
  2. Зятицкий С., Терлецкий В., Леонтьев, К., Авторское право в Интернете: три стадии одного процесса. «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права», 2001, № 8, с. 7-9.
  3. Лебедева Н., Особенности правового регулирования интеллектуальной собственности в Интернете, «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права», 2007, № 5, с. 12-19